К 1 сентября МУП «Троллейбусное управление» подготовило жителям микрорайона Веретье, а вместе с ними и всем рыбинцам, подарок: маршруты № 1 и 6 удлиняются на полтора километра каждый. «Первый троллейбус» будет проходить по ул. Ворошилова до кольца на ул. Расторгуева. А конечная остановка «шестерки» будет около троллейбусного парка. Этой новостью поделился директор МУП «Троллейбусное управление», депутат Муниципального Совета Владимир Матросов.
-Дорого обошлось? – интересуюсь у Владимира Александровича.
-Конечно, в копеечку… Более 350 тысяч рублей на установку дополнительных опор и монтаж контактной сети выложили из собственных доходов, иначе говоря, – из тех денег, которые заплатили пассажиры.
-Выходит, что на ту «десятку», которую мы отдаем кондуктору, ваше предприятие может не только жить, но и развиваться?
-Да что вы! Ни о каком развитии и речи быть не может! Ведь городской общественный транспорт и по сути, и по определению является планово-убыточным. Мы обязаны строго соблюдать расписание движения троллейбусов по городу: выпускать первую машину на линию ровно в 5 утра, а последний рейс заканчивать в полночь.
Но, согласитесь, ранним утром и поздним вечером в салоне троллейбуса сидят два-три человека, а днем, в часы пик, пассажиров столько, что между ними кондуктору едва удается протиснуться. Соответственно, и доходы от продажи билетов отличаются в разы. При этом затраты на электроэнергию и амортизацию машины остаются неизменными. Отсюда и возникают плановые убытки.
-Получается, вы заведомо работаете в «минус»…
-В принципе, это нормально. Именно так складывается экономика во всех муниципальных транспортных предприятиях. Местные органы власти устанавливают стоимость проезда и рассчитывают величину компенсации. И если плановые убытки полностью покрываются поступлениями из бюджета, транспортники могут не только сводить концы с концами, но и развиваться.
-Это, как я понимаю, в идеале?
-А реалии таковы, что весь нынешний год мы вынуждены работать под высоким напряжением, сгенерированным бедственным состоянием местного бюджета. На начало августа муниципальный долг перед нами только на компенсацию плановых убытков превысил 10 миллионов рублей.
-Для вас это большая сумма?
-Это месячный денежный оборот всего нашего предприятия. Больше всего тревожит, что долг накопился за первое полугодие. Как будет складываться ситуация, пока сказать трудно. Прогнозы неутешительные.
-Владимир Александрович, но вы ведь не только директор МУП «Троллейбусное управление», но и депутат Рыбинского Муниципального Совета. Что мешает потянуть “бюджетное одеяло» на свое предприятие?
-Когда на заседаниях Совета мы вынуждены были корректировать в сторону уменьшения статьи расходов на такие социально значимые направления, как здравоохранение, образование, с моей стороны было бы просто неразумным требовать финансирования наших потребностей в полном объеме.
-Но, судя по тому, что вы увеличиваете протяженность маршрутов, все не так плохо?
-Хотелось бы гораздо большего. Понимаем, что 47 троллейбусов, которые ежедневно выходят на линию, плюс несколько резервных машин – это явно маловато, чтобы полностью обеспечивать транспортные потребности 200-тысячного Рыбинска. Да и семи маршрутов, конечно же, недостаточно.
Подновить троллейбусный парк в прошлом году нам помогла Фемида. После многолетних тяжб нам все же удалось доказать свою правоту и высудить у «федералов» 50 миллионов рублей, которые те задолжали за компенсацию перевозок пассажиров-льготников. На эти средства мы приобрели 16 машин, из которых 12 вышли на городские маршруты взамен списанных и разобранных на запчасти «ветеранов», а еще 4 пополнят количество машин, включенных в расписание, что позволит сократить временные интервалы.
-Кстати, о льготниках…
-Есть специальная инструкция Госкомстата, согласно которой стоимость проездного билета должна рассчитываться из расчета 30 поездок в месяц по номинальной стоимости. Соответственно, в нашем городе цена социального проездного билета должна определяться из расчета 300 рублей. Именно столько должно в сумме получить транспортное предприятие из трех источников: пассажир-льготник, местный и областной бюджеты.
В нашем городе социальный проездной на троллейбус льготники приобретают за 80 рублей, и еще столько же должны «половинить» между собой городской и областной бюджеты. Итого 160 рублей.
-А оставшиеся 140 рублей?
-Зависают в воздухе, увеличивая и без того весьма немалые «плановые» убытки.
-Насчет пассажиров все предельно ясно: не заплатишь – не поедешь. А как бюджеты? Рассчитываются вовремя? В полном объеме?
-Если бы… Льготами, помимо пенсионеров и ветеранов, пользуются еще школьники и студенты. И вот результат: бюджеты с начала нынешнего года задолжали нам только по статьям льготных перевозок почти 1,5 миллиона рублей. Причем, если до июня кое-какие средства все же поступали, то летние месяцы – полный провал.
-Владимир Александрович, какова сегодня реальная стоимость проезда в троллейбусе?
-Десять рублей — реальная, экономически обоснованная стоимость разовой поездки в троллейбусе по нашему городу. Но только в том случае, если местный бюджет будет компенсировать нам плановые убытки и наряду с областью доплачивать за льготников.
-Такое вряд ли возможно. По крайней мере, в обозримом будущем…
-Чтобы «Троллейбусное управление» смогло жить и развиваться на собственные доходы, все пассажиры должны платить около 12 рублей. Но, во-первых, отменить льготы нам не позволит федеральное законодательство. Во-вторых, стоимость проезда определяет не предприятие, а региональные органы власти. Главное же, как депутат Рыбинского Муниципального Совета и как житель города я глубоко убежден, что миссия муниципального транспорта — именно социальная. Поездка в городском троллейбусе должна быть доступна каждому.