Хорошо, что я не слишком увлечена автомобилями. Поглазею на необычный внешний вид машины с удовольствием, а вот во внутренностях, классах и характеристиках разбираюсь плохо. Вероятно, профессионалы сейчас неодобрительно покачали головой, но именно дилетантство в области автотехники уберегло мой мозг от восторженного взрыва и позволило осмотреть всю экспозицию шоу «Автоэкзотика – Ярославия — 2009». В противном случае меня постигла бы участь настоящих ценителей четырехколесного транспорта, которые часами зачарованные стояли у одного автомобиля, пытая владельцев бесконечными вопросами, не в силах переключиться на другой интересный объект. Предполагаю, что такими темпами все представленные на выставке экземпляры не обойти и за неделю.
Аэродром Левцово (под Ярославлем) на три дня стал открытой выставочной площадкой для автомобилей всех классов, размеров и возрастов. Свое место под солнцем заняли более тысячи единиц техники. Масштаб шоу поначалу дезориентирует в пространстве. Куда не посмотришь – фары, колеса, блеск начищенного металла. Хаотично пытаться посмотреть все и сразу бессмысленно: заблудишься в лабиринте и обязательно что-нибудь пропустишь. Наметив четкий маршрут по улицам своеобразного автомобильного города, я приступила к осмотру достопримечательностей.
Исторический центр
Как и в любом городе, на шоу «Автоэкзотика – Ярославия — 2009» есть своя аллея Славы. Здесь и свидетели, и непосредственные участники Великой Отечественной войны. Вот 67-летний американец «Додж» 1942 года выпуска, который в годы войны колесил по территории Европы, а затем был подарен Германии для восстановительных работ. Трудился в пожарной общине, затем расчищал снег и помогал в хозяйстве. В Россию приехал только в этом году, где его отреставрировали и привели в первоначальный вид. Если «Доджа» переделывали, то его ровесника «Виллиса» собирали буквально по шурупам. После боев под Карелией он попал в Костромскую область, где более 30 лет вел размеренную жизнь селянина. А потом 15 лет провел в разобранном состоянии без всякой надежды на реанимацию. Но о нем вспомнили и собрали буквально по частям: кузов и крылья разыскали на свалке, решетку — на чердаке, карбюратор — за сараем, а капот — у соседа на бочке с водой. Оригинальные запчасти искали и в России, и за рубежом. Нашли. Теперь старина «Джип Виллис» как новенький.
Продолжают Историческую улицу ряды раритетных авто. Пучеглазые «Волги», аккуратненькие «Москвичи», крокодилообразные представительские ЗИЛы. С любопытством обнаружила первую иномарку Рыбинска. Красный «Opel –Rekord» прибыл в наш город в конце 70-х и, вероятно, произвел на тогдашних рыбинских улицах полный фурор.
Бульвар Мастеров
На первый взгляд не поймешь, что это: машина, газонокосилка, велосипед для ребенка-великана или луноход. Поистине экзотические экземпляры сорвали аплодисменты зрителей на параде самодельной техники. Особый восторг вызвал громадный полутанк, полуджип с надписью «Hundmаn» на боку. Он участвует в шоу не первый год, но по-прежнему в центре внимания. Владелец из ярославского села Толбухина поясняет: гигант принадлежит его деду, местному егерю. Совместный продукт «ЗИЛ-157», «ГАЗ- 66», трактора и комбайна – оправданная необходимость. Получившаяся модель — единственный способ передвижения по сельским дорогам. Автомобильный Франкенштейн только выглядит угрожающе, о его мирной натуре говорит табличка на стекле — «Юрик» и гроздья рябины на фарах.
Другой вариант чуда авторской мысли представил гость из Кирова. Его авто-винегрет словно сошел с новогодней рекламы «Кока-Колы». Красный, радостный грузовичок с игривым именем «Проходимец» раньше был частями «Уазика» и ЗИЛа. За два зимы хозяин в одиночку собрал себе новый автомобиль, и теперь намерен использовать его для поездок на охоту и рыбалку.
Если к необычным машинам еще можно привыкнуть, то велосипеды с колесами от мотоцикла или рулем на уровне глаз кажутся верхом креатива. На самом деле, педальные собственного производства для столицы — не редкость, а за рубежом — и вовсе нормальная практика. Свой велосипед ярославец Роман Шевченко проектировал точно под себя. Создал эскиз, рассчитал все технические характеристики, заказал необходимые детали и теперь может с уверенностью сказать: другого такого «велика» в мире больше нет. Его транспорт немного уступает в маневренности, но в удобстве значительно превосходит серийных собратьев. Молодой человек уверяет: ездить на нем легко, нужно лишь привыкнуть. Остается добавить, что самодельный велосипед Романа имеет подсветку и цену небольшого автомобиля. Но чего ни сделаешь ради эксклюзива…
Аэрографический переулок
К рисункам на автомобилях мы уже привыкли. На рыбинских дорогах можно встретить как небрежное «мое», написанное краской на фургоне «Газели», так и полностью разрисованные авто, претендующие на место в картинной галерее. «Автоэкзотика» представила лучшие экземпляры мастеров машинной росписи. По автомобильному «фейсу» легко можно определить владельца. Девушки предпочитают пейзажи, милые ромашки и цветочные орнаменты. У мужчин – водителей, как правило, более агрессивная тематика: капоты украшают герои фантастических фильмов, тигры и красивые женщины воинственного вида. Но даже если мотивы схожи, каждый рисунок — единичный в своем роде, что делает машину уникальной. Аэрография – удовольствие недешевое, но впечатляющее. Как признался гость из Нижнего Новгорода, оформление его машины встало в 150 тысяч рублей.
Попадались среди «расписных» и необычные экземпляры. «Буран» под хохлому, фургон, словно затерянный в камышах, прицеп-багажник в виде микроавтобуса. Но явным фаворитом стала раритетная «Волга», поверхность которой украшают лица советских комедий. Троица Гайдая, рязановский Деточкин, джентльмены удачи Александра Серого только успевали смотреть в сотни фотообъективов.
Микрорайон Переделкино
Внутренние изменения мне оценить сложно, но двигатель от «Тойоты» под капотом древней «Волги» разглядеть сумела. Хозяина с «очумелыми ручками», правда, не нашла, поэтому остается только догадываться, на сколько «лошадок» теперь усилилась машина. А вот обладательница шикарного тюнингованного «Жука» Наталья пояснила: мощность ее авто после серьезной аварии увеличили с 34 до 200. Новый двигатель прибавил в объеме вдвое и теперь сияет на солнце всеми цветами радуги. Потрясающий кожаный салон, выполненный в черно-красных цветах, уступает разве только музыке. Ее устанавливали лучшие специалисты России. Наталья сожалеет, что чистоте звука на «Автоэкзотике» уделяют меньше внимания, чем мощности. Иначе «Жучок» показал бы свои вокальные данные. На вопрос, сколько средств было вложено в восстановление, владелица не ответила, но дала понять, что очень много. Теперь ее миниатюрная машинка — предмет всеобщего внимания и особого беспокойства хозяйки: «Едешь по улице, и все оборачиваются. Хорошо бы только прохожие, так и водители соседних авто тоже. Приходится рулить за всех, чтобы избежать аварийной ситуации», — смеется Наталья. Не меньшее внимание привлекает яркий «Лягуш», победивший в номинации «Лучший тюнинг». В необычной машине с трудом можно узнать ВАЗ 2101, а 1974 год выпуска кажется совершенно нереальным. Между тем 35-летняя «копейка» ездит, а ее владельцу восторженно жмут руки.
Вообще фантазия автолюбителей не знает предела. Кому-то мало четырех фар, кого-то не устраивает количество посадочных мест, поэтому дополнительные кресла появляются в багажнике и даже на… крыше!
Клубные кварталы
«Нам удалось практически невозможное, мы смогли привезти в Ярославль ведущие московские клубы, — говорит главный устроитель «Автоэкзотики» Евгений Петров. – Мы здесь уже в третий раз, и положительная динамика налицо. В этом году гораздо больше и участников, и гостей. Шоу растет, и лично мне ярославская «Автоэкзотика» нравится больше, чем столичная. Здесь мы чувствуем себя свободнее». В качестве самых организованных участников Евгений Петров отметил автолюбителей из Костромы, Череповца, Вологды. Их кварталы действительно были самыми многочисленными. Наряду с клубами были и те, кого объединяет приверженность к конкретной автомобильной марке или виду машины. Этакие братства по интересам со своими флагами, символикой, правилами. И глупо их спрашивать, какую марку машины они выбрали бы, не имея финансовых ограничений. Для некоторых 20-летние «ласточки» дороже любой самой модной и современной соперницы. Неудивительно, если учесть, что таких «ласточек» в России единицы. Например, «Honda» третьего поколения. Еще одну такую можно найти разве что во Владивостоке. А если прибавить эксклюзивный тюнинг и аэрографию, то стоит ли терять время в поисках аналогов?