«В школе мне нравится, вот если бы еще вставать не нужно было так рано, и двойки с тройками отменили, вообще было бы здорово», — говорит 8-летняя Катя Лосева. Через пару дней она и еще тысячи рыбинских мальчиков и девочек вновь сядет за парту и откроет тетрадь. Почему-то первое сентября традиционно сопровождается комментариями чиновников, рекомендациями психологов и советами учителей, но мало кто интересуется мнением тех, для кого, собственно, школа и существует — мнением детей. Что ждут они от нового учебного года, с какими мыслями собираются на торжественную линейку и как представляют себе идеальную школу?
Катя Лосева учится в одной из городских школ, радует маму пятерками и иногда огорчает замечаниями за слишком активное поведение. Живая, смышленая девчушка с блестящими карими глазами. О грядущей учебе говорит спокойно, без лишнего фанатизма и рефлексии.
— В школу хочу. Быстрее задачки начать решать, учительницу увидеть, встретиться с друзьями. Это в первый класс было немножко страшно идти. Боялась, что ничего у меня не получится, что плохо учиться буду, что не смогу домашние задания делать, – вспоминает былые «глупости» третьеклассница. Первая торжественная линейка с цветами и поздравлениями рассеяла опасения девочки, а подаренный учительницей набор фломастеров окончательно подкупил Катю и настроил ее на позитивный лад. Учиться оказалось легко и увлекательно. Любимый предмет – математика: задачки щелкает, как орешки. Сложнее с английским, о нем Катя говорит, виновато улыбаясь. Примерно такая же реакция на вопрос о замечаниях. Они нет-нет, да проскакивают в дневнике.
-Это она постоянно вертится, отвлека-ется, — пытается быть строгой Катина мама Галина, а сама не может сдержать улыбку, глядя на дочь. – Она так же домашние задания делает: строчку напишет – поесть, еще строчку – попить. Вот и сидит целый день, а потом, как гулять позовут, все за 15 минут сделает и — только я ее и видела.
Но все же Галина признает: нагрузка большая, задания настолько сложные, что порой и материнских знаний недостаточно:
— Даже Яндекс не помогает, начинаю обзванивать знакомых, спрашиваю, советуюсь с родителями одноклассников. Боюсь подумать, что меня ждет в старших классах.
Пока мама «боится думать», Катя проясняет свою позицию по поводу замечаний за плохое поведение:
— Я с замечаниями согласна, но мы просто мало играем. Хотелось бы больше таких уроков, где можно двигаться. А у нас одна физкультура, и та не каждый день. Хорошо бы в школе был бассейн и другие кружки. Никуда не нужно ходить или ездить.
Еще одна проблема – одежда. Обязательной школьной формы в образовательном учреждении нет, поэтому каждое утро в семье начинается с одного и того же вопро-са – что надеть? Чтобы навсегда с ним покончить, Галина с дочерью решили самостоятельно ввести строгий костюм и носить его только в школу. Катя согласна, чем развеивает миф о стойкой любви детей к нарядам. Форма – возможность избежать мучительного выбора, слез и скандалов. Еще один стереотип взрослых касается канцелярских принадлежностей. Мы считаем, что яркие тетрадки и ручки отвлекают детей от урока. Молодое поколение думает иначе.
— Я сама выбираю то, что мне нравится. Мне хочется, чтобы в красивой тетрадке было красиво написано. Мне приятно смотреть на фотографии, но они меня не отвлекают. Я же пишу не на обложке, как я на нее на уроке смотреть-то могу? – недоумевает Катя. – А хорошие ручки я прошу у мамы не потому, что они красивые. Просто они хорошо пишут. Обычные прозрачные часто перестают писать в самом важном месте. Пока их «расчиркаешь», прослушаешь какое-нибудь правило, или замечание получить за невнимательность.
Прошу ответить на вопрос: если бы Катя могла что-то изменить в школе, что бы она сделала? Не думала ни секунды.
-Да ничего менять особенно не стала бы, все нравится. Только рано вставать по утрам тяжело. Хорошо бы уроки попозже начинались. Неужели учителям не сложно просыпаться? Еще двойки с тройками отменила бы, и омлет запретила на обеды давать. Я его не ем. Мама вот еще хочет пятидневку, хотя мне все равно.
В окончании нашего диалога шаблонный вопрос о планах на год. Катя хочет закончить начальную школу на все пятерки. В прошлом году не получилось, вылезли две четверки, и теперь девочка ждет первого сентября, чтобы взять реванш. А еще она ждет первый день учебы, потому что это праздник. И ее, и родителей. После торжественной линейки они все вместе обязательно куда-нибудь сходят отпраздновать.