Влиятельные люди редко бывают доступны. Барьеры в виде служб, помощников и секретарей, как правило, делают общение с ними столь труднодоступным, что когда добираешься до желаемого человека, рискуешь потерять не только кураж, но забыть цель своих героических усилий. Именно к такой длительной осаде приготовились мы, попросив организовать встречу с Ильей Федоровым. И когда услышали: «В среду устроит?» — удивились несказанно. Государственный чиновник, заместитель генерального директор УК «ОДК», топ-менеджер ОАО «ОПК «Оборонпром», руководитель проекта создания двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) – и «есть контакт»! Видимо, нам повезло. Ведь очевидно, что сейчас новому руководителю «Сатурна» не до журналистов. Беседа состоялась, ответы мы получили буквально на все наши вопросы.
ОБ АВИАЦИИ
— Илья Николаевич, вы намерены совмещать работу на НПО и в ОДК?
— Да, и в этом есть преимущество. Общая стратегия, отсутствие разногласий, противопоставлений – все пойдет на пользу предприятию. Государство ставит перед нами задачу создания полноценной интегрированной структуры в области двигателестроения. Речь не идет о слиянии и поглощении. Это, скорее, взаимопроникновение техники и интеллекта. Андрей Реус – генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» — создал отличную команду специалистов для единого управления предприятиями через УК «ОДК». Отсутствие тяжеловесных схем делает систему четкой и ясной. И эффективной. К чему, собственно, мы и стремимся.
— Намерены ли вы менять схему управления на самом «Сатурне»?
— У ОДК есть опыт жесткого вхождения на предприятия, когда меняются все руководители вплоть до заместителей. Это не наш случай. Никаких резких движений в сторону персонала «Сатурна» мы не делали и не планируем. Все руководители, недавно уволившиеся с НПО, приняли решение самостоятельно. Их уход не стал критичным для предприятия. Собственно, у ОДК не было намерений сегодня менять команду управленцев НПО. Мы планировали некоторые перемены на сентябрь. Но Юрий Ласточкин принял предложение губернатора Сергея Вахрукова участвовать в выборах главы Рыбинска. Пострадавшим оказался я (смеется). В очередной раз сорвался отпуск, и я оказался в Рыбинске.
— И как вам город, вдохновил?
— Да я Рыбинск не только почувствовать, увидеть-то не успел. Разве что ночные улицы из окна автомобиля. Вот об НПО «Сатурн» могу рассказать многое. Бывал здесь неоднократно, Юрия Ласточкина знаю больше десяти лет.
— Значит, можете сказать, как повлиял кризис на состояние предприятия.
— Конечно, отсутствие финансирования в течение девяти месяцев, пока велись переговоры о вхождении в госкорпорацию, сказалось негативно. Но НПО «Сатурн» — сильное предприятие. Стратегия его развития остается неизменной. Существует несколько направлений, которые будут продолжены и доведены до конечного продукта. Это серийный выпуск двигателя SaM146 для гражданской авиации, создание двигателей для боевой авиации, развитие двигателей для тактических крылатых ракет.
— Коль скоро заговорили о SaM146, расскажите, пожалуйста, что, кроме репутации, принесет этот двигатель предприятию.
— Конечно, существенной материальной выгоды в ближайшее время – я говорю минимум о пяти годах – ждать не приходится. Пока в производство вкладывает и государство, и НПО «Сатурн». Но это первый российский гражданский двигатель, который будет сертифицирован по европейским и американским стандартам. Причем окончательная сборка, испытания и сертификация проходят в основном в Рыбинске. Это процесс, который позже принесет огромные дивиденды. В государственном масштабе работа над SaM146 имеет значение, которое переоценить сложно. Именно на этом двигателе мы перестраиваем завод: оборудование, программное обеспечение, всю технологию. Но самое главное — даже не техническое перевооружение. Мы меняем людей, учим их работать по современным стандартам производства гражданского двигателя, где основной критерий оценки – это комфорт пассажиров и их безопасность. Дальше мы этих людей вместе с новой философией авиастроения, как угольки, «растащим» по всем предприятиям отрасли посредством обмена опытом через корпоративные университеты ОДК. И научимся работать по-новому. Если мы этого не сделаем – гражданское авиадвигателестроение в России будет потеряно навсегда.
— Неужели все так плохо?
— Думаю, что до SaM146 отрыв российских двигателей от продуктов General Electric, Pratt & Witney, Snecma был еще больше, чем в автомобилестроении. Но когда новый самолет SSJ-100 с рыбинскими двигателями летал на авиакосмическом салоне МАКС-2009, все признали: Россия может делать качественные, надежные и «комфортные» двигатели. Как говорит про SaM146 мой заместитель Юрий Басюк, у нас проблема с птицами, они нас не слышат, так тихо мы к ним «подкрадываемся».
— Нам уже пора начинать гордиться?
— А почему не гордиться качественной работой? Когда видишь в работе SaM146, когда смотришь, что творит на МАКСе истребитель СУ-35 с нашими двигателями, понимаешь, что у российского двигателестроения есть перспектива.
О ДЕНЬГАХ
— Очевидно, SaM146 в большей степени – государственная забота.
— Это государственные программы развития авиационного двигателестроения: проект SaM146, новый двигатель для гражданской авиации (проект МС-21), новый двигатель для военной авиации (проект ПАК ФА). Но если брать коммерческую сторону этих проектов… В государственные контракты закладывается минимальная доля прибыли. Более того, мы не ждем массовых заказов на двигатели для боевой авиации – военные программы стали менее советскими по масштабу. Значит, надо развивать наземную тематику. Глава ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус озвучил стратегическую цель ОДК — восстановление и поддержка современной российской инженерной школы в сфере создания газотурбинных двигателей. Основные денежные потоки в Рыбинске мы будем формировать через производство ГТД. ОАО «Сатурн — Газовые турбины» — дочерняя компания НПО «Сатурн» — определено генеральным подрядчиком ОДК по строительству энергообъектов «под ключ» на базе газотурбинных агрегатов. В начале сентября состоится запуск второй очереди электростанции мощностью 18 МВт с возможностью увеличения до 24 МВт в
г. Нарьян-Мар, строительство которой завершило «Сатурн — Газовые турбины».
А в свете заявления главы МЧС Сергея Шойгу о том, что Россия вступила в полосу техногенных катастроф, наша наземная тематика становится очень актуальной. По крайней мере, вопрос – чем мы можем помочь Саяно-Шушенской ГЭС – уже задан.
— Получит ли развитие морское двигателестроение — программа «Сатурн-ВМФ»?
— Конечно, но в полной мере тогда, когда Россия начнет строить корабли. НПО «Сатурн» — диверсифицированное предприятие. Госзаказ – это безопасность страны, ГТД – реальные деньги, SaM146 – переход на новый технологический уровень и перспектива.
О РЫБИНСКЕ
— Какова роль НПО в развитии Рыбинска?
— Считаю, остается большой. «Сатурн» заинтересован в том, чтобы город развивался. Нам реально трудно удержать здесь людей, в которых мы заинтересованы. Как показала практика, за последние 10 лет «Сатурн» резко рванул вперед, а руководство города не поддержало темпы развития. Плюс к этому вечный спор: кто важнее, мэр или директор предприятия. Мы с Юрием Ласточкиным договорились раз и навсегда: приоритет на стороне главы Рыбинска. Я лишь хочу, чтобы граница между городом и предприятием была не столь очевидна, чтобы работники «Сатурна» жили, отдыхали, покупали продукты и все необходимое в Рыбинске, а не в Ярославле. Поэтому у нас с главой разногласий не будет, обещаю. Мы нацелены на один результат.
— Как вы относитесь к местной политической жизни? Есть ли у вас желание принять в ней участие?
— Лично я депутатом не буду никогда. Это не мое амплуа. Считаю: либо ты работаешь в авиационном двигателестроении, либо занимаешься партийной и депутатской деятельностью, то и другое хорошо делать не получится.
О ЮРИИ ЛАСТОЧКИНЕ
— Человека судят по делам, а Юрий Васильевич сделал очень многое. И не только для НПО «Сатурн», а и для всего города. Посмотрите, сколько он издал книг по истории, архитектуре Рыбинска. А такого спортивного комплекса, как Демино, нет во всей России.
Мы хотим впервые в истории предприятия сделать так, чтобы связь с бывшим директором не оборвалась. Чтобы у него был постоянный пропуск на «Сатурн» и он оставался другом завода. В общем, мы хотим нарушить дурную традицию, когда «валят» все на предшественника. Я уважаю Юрия Ласточкина уже за то, что он создал команду профессионалов, с которой я сегодня работаю. И я хочу сохранить с ним дружеские отношения, в каком бы статусе он ни находился.
О СЕБЕ
Я родом из Дубны. Это удивительное место. Город интеллектуалов, город людей, которые построили объединение «Радуга» — ракетный щит страны. Когда мои родители в Дубну приехали, там даже роддома не было. Я и родился-то по дороге в Кимры, а не в больничной палате.
В Дубне в то время был исключительный интеллектуальный климат, который, кстати, сохранился и сегодня. И я получил там очень хорошее базовое образование, которое мне помогает и по сей день.
Высшее образование я получил в Серпуховском высшем военном командном училище. Здесь мне тоже крупно повезло. Уровень обучения и воспитания был высочайший. Преподавателей нельзя было попросить поставить хорошую оценку сыну высокопоставленного военного. Им было все равно: что заслужил, то и получи.
После института служил в Военно-воздушных силах, занимался созданием и испытанием авиационных военных комплексов 4-го поколения. Это была реальная работа, которой я горжусь. Ушел, когда финансирование в армии стало закритичным, а семья требует содержания.
Два года работал в Женеве в российской делегации по СНВ-2. Это был очень тяжелый период, но я приобрел бесценный опыт в международных отношениях. Затем недолго занимался бизнесом, но авиация мало кого отпускает навсегда. Я вернулся сначала директором на авиационный завод в Дубне, который около 20 лет возглавлял мой отец Николай Федоров, а затем в ОДК заместителем генерального директора, руководителем программы ПАК ФА. Теперь еще и директор НПО «Сатурн».
У меня две дочери. Старшей 23 года, закончила Московский международный институт менеджмента. Сейчас собирается к мужу в Канаду, он там получает второе высшее образование. Когда учеба закончится, оба обязательно вернутся в Россию, я в этом не сомневаюсь.
Младшая дочь – ей 21 год – учится в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Сначала я удивился, что она выбрала этот институт, сейчас понимаю — без работы не останется. Это ведение земельных кадастров, оценка земли и недвижимости. В общем, очень востребованная профессия.
Жена по образованию экономист, но сейчас занимается домашним хозяйством. Когда собрался в Рыбинск, поворчала, но как настоящая жена, конечно, всегда будет со мной рядом. Уже спрашивает, когда в Рыбинск поедем. Думаю, осенью привезу.
А пока живу в гостиничном доме в Демино. Собственно, не живу, а ночую. Вчера вдруг понял, что ни разу даже не поднялся на второй этаж. Некогда.
ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ
Любимый писатель – Лев Толстой. Могу цитировать страницами. Из музыки – это рок семидесятых. «Битлз» в рок-н-ролле для меня, как Шопен в классике.
С детства занимаюсь лыжным спортом. Раньше – серьезно, сейчас бегаю, когда есть возможность.
Очень люблю фотографию! Это мое главное увлечение. У меня отличная аппаратура, большая коллекция фоторабот. Помните, был период, когда переходили с аналогового оборудования на цифровое? Я тогда чуть было не потерял к фотографии интерес. Мне казалось, что с «цифрой» никогда не добиться нужного качества. Но действительно классная цифровая техника все-таки появилась. С ней работать – истинное удовольствие.
— Выставлять свои работы не пробовали?
— Нет. Но хотелось бы.
— Последний вопрос: к какому типу руководителей вы относитесь?
— Точно не к авторитарному. У меня четкие представления о методах управления. Конечно, решение принимает руководитель, но есть команда, к мнению которой стоит прислушаться. Я не сторонник регулярных совещаний и оперативок. Не люблю попусту тратить время. Собираться надо по мере необходимости, когда нужны мозговые штурмы или очень взвешенные решения. Я могу быть жестким руководителем, но только в тех случаях, когда иные методы не действуют. Знаете, что должен уметь директор? Разговаривать. Это очень важно – уметь разговаривать с подчиненными.
А главное – надо много и результативно работать, всему коллективу и каждому в отдельности. Встретимся в октябре, обещаю, скучно не будет.
…Почему-то поверилось: с Федоровым скучно не будет.