Домой Политика ИЛЬЯ ФЕДОРОВ: «ОБЕЩАЮ, СКУЧНО НЕ БУДЕТ»

ИЛЬЯ ФЕДОРОВ: «ОБЕЩАЮ, СКУЧНО НЕ БУДЕТ»

0

Влиятельные люди редко бывают доступны. Барьеры в виде служб, помощников и секретарей, как правило, делают общение с ними столь труднодоступным, что когда добираешься до желаемого человека, рискуешь потерять не только кураж, но забыть цель своих героических усилий. Именно к такой длительной осаде приготовились мы, попросив организовать встречу с Ильей Федоровым. И когда услышали: «В среду устроит?» — удивились несказанно. Государственный чиновник, заместитель генерального директор УК «ОДК», топ-менеджер ОАО «ОПК «Оборонпром», руководитель проекта создания двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) – и «есть контакт»! Видимо, нам повезло. Ведь очевидно, что сейчас новому руководителю «Сатурна» не до журналистов. Беседа состоялась, ответы мы получили буквально на все наши вопросы.

ОБ АВИАЦИИ

— Илья Николаевич, вы намерены совмещать работу на НПО и в ОДК?

— Да, и в этом есть преимущество. Общая стратегия, отсутствие разногласий, противопоставлений – все пойдет на пользу предприятию. Государство ставит перед нами задачу создания полноценной интегрированной структуры в области двигателестроения. Речь не идет о слиянии и поглощении. Это, скорее, взаимопроникновение техники и интеллекта. Андрей Реус – генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» — создал отличную команду специалистов для единого управления предприятиями через УК «ОДК». Отсутствие тяжеловесных схем делает систему четкой и ясной. И эффективной. К чему, собственно, мы и стремимся.

— Намерены ли вы менять схему управления на самом «Сатурне»?

— У ОДК есть опыт жесткого вхождения на предприятия, когда меняются все руководители вплоть до заместителей. Это не наш случай. Никаких резких движений в сторону персонала «Сатурна» мы не делали и не планируем. Все руководители, недавно уволившиеся с НПО, приняли решение самостоятельно. Их уход не стал критичным для предприятия. Собственно, у ОДК не было намерений сегодня менять команду управленцев НПО. Мы планировали некоторые перемены на сентябрь. Но Юрий Ласточкин принял предложение губернатора Сергея Вахрукова участвовать в выборах главы Рыбинска. Пострадавшим оказался я (смеется). В очередной раз сорвался отпуск, и я оказался в Рыбинске.

— И как вам город, вдохновил?

— Да я Рыбинск не только почувствовать, увидеть-то не успел. Разве что ночные улицы из окна автомобиля. Вот об НПО «Сатурн» могу рассказать многое. Бывал здесь неоднократно, Юрия Ласточкина знаю больше десяти лет.

— Значит, можете сказать, как повлиял кризис на состояние предприятия.

— Конечно, отсутствие финансирования в течение девяти месяцев, пока велись переговоры о вхождении в госкорпорацию, сказалось негативно. Но НПО «Сатурн» — сильное предприятие. Стратегия его развития остается неизменной. Существует несколько направлений, которые будут продолжены и доведены до конечного продукта. Это серийный выпуск двигателя SaM146 для гражданской авиации, создание двигателей для боевой авиации, развитие двигателей для тактических крылатых ракет.

— Коль скоро заговорили о SaM146, расскажите, пожалуйста, что, кроме репутации, принесет этот двигатель предприятию.

— Конечно, существенной материальной выгоды в ближайшее время – я говорю минимум о пяти годах – ждать не приходится. Пока в производство вкладывает и государство, и НПО «Сатурн». Но это первый российский гражданский двигатель, который будет сертифицирован по европейским и американским стандартам. Причем окончательная сборка, испытания и сертификация проходят в основном в Рыбинске. Это процесс, который позже принесет огромные дивиденды. В государственном масштабе работа над SaM146 имеет значение, которое переоценить сложно. Именно на этом двигателе мы перестраиваем завод: оборудование, программное обеспечение, всю технологию. Но самое главное — даже не техническое перевооружение. Мы меняем людей, учим их работать по современным стандартам производства гражданского двигателя, где основной критерий оценки – это комфорт пассажиров и их безопасность. Дальше мы этих людей вместе с новой философией авиастроения, как угольки, «растащим» по всем предприятиям отрасли посредством обмена опытом через корпоративные университеты ОДК. И научимся работать по-новому. Если мы этого не сделаем – гражданское авиадвигателестроение в России будет потеряно навсегда.

— Неужели все так плохо?

— Думаю, что до SaM146 отрыв российских двигателей от продуктов General Electric, Pratt & Witney, Snecma был еще больше, чем в автомобилестроении. Но когда новый самолет SSJ-100 с рыбинскими двигателями летал на авиакосмическом салоне МАКС-2009, все признали: Россия может делать качественные, надежные и «комфортные» двигатели. Как говорит про SaM146 мой заместитель Юрий Басюк, у нас проблема с птицами, они нас не слышат, так тихо мы к ним «подкрадываемся».

— Нам уже пора начинать гордиться?

— А почему не гордиться качественной работой? Когда видишь в работе SaM146, когда смотришь, что творит на МАКСе истребитель СУ-35 с нашими двигателями, понимаешь, что у российского двигателестроения есть перспектива.

О ДЕНЬГАХ

— Очевидно, SaM146 в большей степени – государственная забота.

— Это государственные программы развития авиационного двигателестроения: проект SaM146, новый двигатель для гражданской авиации (проект МС-21), новый двигатель для военной авиации (проект ПАК ФА). Но если брать коммерческую сторону этих проектов… В государственные контракты закладывается минимальная доля прибыли. Более того, мы не ждем массовых заказов на двигатели для боевой авиации – военные программы стали менее советскими по масштабу. Значит, надо развивать наземную тематику. Глава ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус озвучил стратегическую цель ОДК — восстановление и поддержка современной российской инженерной школы в сфере создания газотурбинных двигателей. Основные денежные потоки в Рыбинске мы будем формировать через производство ГТД. ОАО «Сатурн — Газовые турбины» — дочерняя компания НПО «Сатурн» — определено генеральным подрядчиком ОДК по строительству энергообъектов «под ключ» на базе газотурбинных агрегатов. В начале сентября состоится запуск второй очереди электростанции мощностью 18 МВт с возможностью увеличения до 24 МВт в

г. Нарьян-Мар, строительство которой завершило «Сатурн — Газовые турбины».

А в свете заявления главы МЧС Сергея Шойгу о том, что Россия вступила в полосу техногенных катастроф, наша наземная тематика становится очень актуальной. По крайней мере, вопрос – чем мы можем помочь Саяно-Шушенской ГЭС – уже задан.

— Получит ли развитие морское двигателестроение — программа «Сатурн-ВМФ»?

— Конечно, но в полной мере тогда, когда Россия начнет строить корабли. НПО «Сатурн» — диверсифицированное предприятие. Госзаказ – это безопасность страны, ГТД – реальные деньги, SaM146 – переход на новый технологический уровень и перспектива.

О РЫБИНСКЕ

— Какова роль НПО в развитии Рыбинска?

— Считаю, остается большой. «Сатурн» заинтересован в том, чтобы город развивался. Нам реально трудно удержать здесь людей, в которых мы заинтересованы. Как показала практика, за последние 10 лет «Сатурн» резко рванул вперед, а руководство города не поддержало темпы развития. Плюс к этому вечный спор: кто важнее, мэр или директор предприятия. Мы с Юрием Ласточкиным договорились раз и навсегда: приоритет на стороне главы Рыбинска. Я лишь хочу, чтобы граница между городом и предприятием была не столь очевидна, чтобы работники «Сатурна» жили, отдыхали, покупали продукты и все необходимое в Рыбинске, а не в Ярославле. Поэтому у нас с главой разногласий не будет, обещаю. Мы нацелены на один результат.

— Как вы относитесь к местной политической жизни? Есть ли у вас желание принять в ней участие?

— Лично я депутатом не буду никогда. Это не мое амплуа. Считаю: либо ты работаешь в авиационном двигателестроении, либо занимаешься партийной и депутатской деятельностью, то и другое хорошо делать не получится.

О ЮРИИ ЛАСТОЧКИНЕ

— Человека судят по делам, а Юрий Васильевич сделал очень многое. И не только для НПО «Сатурн», а и для всего города. Посмотрите, сколько он издал книг по истории, архитектуре Рыбинска. А такого спортивного комплекса, как Демино, нет во всей России.

Мы хотим впервые в истории предприятия сделать так, чтобы связь с бывшим директором не оборвалась. Чтобы у него был постоянный пропуск на «Сатурн» и он оставался другом завода. В общем, мы хотим нарушить дурную традицию, когда «валят» все на предшественника. Я уважаю Юрия Ласточкина уже за то, что он создал команду профессионалов, с которой я сегодня работаю. И я хочу сохранить с ним дружеские отношения, в каком бы статусе он ни находился.

О СЕБЕ

Я родом из Дубны. Это удивительное место. Город интеллектуалов, город людей, которые построили объединение «Радуга» — ракетный щит страны. Когда мои родители в Дубну приехали, там даже роддома не было. Я и родился-то по дороге в Кимры, а не в больничной палате.

В Дубне в то время был исключительный интеллектуальный климат, который, кстати, сохранился и сегодня. И я получил там очень хорошее базовое образование, которое мне помогает и по сей день.

Высшее образование я получил в Серпуховском высшем военном командном училище. Здесь мне тоже крупно повезло. Уровень обучения и воспитания был высочайший. Преподавателей нельзя было попросить поставить хорошую оценку сыну высокопоставленного военного. Им было все равно: что заслужил, то и получи.

После института служил в Военно-воздушных силах, занимался созданием и испытанием авиационных военных комплексов 4-го поколения. Это была реальная работа, которой я горжусь. Ушел, когда финансирование в армии стало закритичным, а семья требует содержания.

Два года работал в Женеве в российской делегации по СНВ-2. Это был очень тяжелый период, но я приобрел бесценный опыт в международных отношениях. Затем недолго занимался бизнесом, но авиация мало кого отпускает навсегда. Я вернулся сначала директором на авиационный завод в Дубне, который около 20 лет возглавлял мой отец Николай Федоров, а затем в ОДК заместителем генерального директора, руководителем программы ПАК ФА. Теперь еще и директор НПО «Сатурн».

У меня две дочери. Старшей 23 года, закончила Московский международный институт менеджмента. Сейчас собирается к мужу в Канаду, он там получает второе высшее образование. Когда учеба закончится, оба обязательно вернутся в Россию, я в этом не сомневаюсь.

Младшая дочь – ей 21 год – учится в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Сначала я удивился, что она выбрала этот институт, сейчас понимаю — без работы не останется. Это ведение земельных кадастров, оценка земли и недвижимости. В общем, очень востребованная профессия.

Жена по образованию экономист, но сейчас занимается домашним хозяйством. Когда собрался в Рыбинск, поворчала, но как настоящая жена, конечно, всегда будет со мной рядом. Уже спрашивает, когда в Рыбинск поедем. Думаю, осенью привезу.

А пока живу в гостиничном доме в Демино. Собственно, не живу, а ночую. Вчера вдруг понял, что ни разу даже не поднялся на второй этаж. Некогда.

ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ

Любимый писатель – Лев Толстой. Могу цитировать страницами. Из музыки – это рок семидесятых. «Битлз» в рок-н-ролле для меня, как Шопен в классике.

С детства занимаюсь лыжным спортом. Раньше – серьезно, сейчас бегаю, когда есть возможность.

Очень люблю фотографию! Это мое главное увлечение. У меня отличная аппаратура, большая коллекция фоторабот. Помните, был период, когда переходили с аналогового оборудования на цифровое? Я тогда чуть было не потерял к фотографии интерес. Мне казалось, что с «цифрой» никогда не добиться нужного качества. Но действительно классная цифровая техника все-таки появилась. С ней работать – истинное удовольствие.

— Выставлять свои работы не пробовали?

— Нет. Но хотелось бы.

— Последний вопрос: к какому типу руководителей вы относитесь?

— Точно не к авторитарному. У меня четкие представления о методах управления. Конечно, решение принимает руководитель, но есть команда, к мнению которой стоит прислушаться. Я не сторонник регулярных совещаний и оперативок. Не люблю попусту тратить время. Собираться надо по мере необходимости, когда нужны мозговые штурмы или очень взвешенные решения. Я могу быть жестким руководителем, но только в тех случаях, когда иные методы не действуют. Знаете, что должен уметь директор? Разговаривать. Это очень важно – уметь разговаривать с подчиненными.

А главное – надо много и результативно работать, всему коллективу и каждому в отдельности. Встретимся в октябре, обещаю, скучно не будет.

…Почему-то поверилось: с Федоровым скучно не будет.

Предыдущая статьяПЕНСИИ
Следующая статьяСКОЛЬКО ПЛАТЯТ БУРЕНКЕ ЗА ЛИТР МОЛОКА?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.