Прокатил далеко. До самой Испании. Только кроме дороги ничего больше и не предоставил. Хотя должен был, и кулаком в грудь себя бил, что клиенту гарантирован комфортный отдых в проверенном месте. Отель с четырьмя звездочками на деле оказался убогой лачугой с мебелью, над которой вправе потешаться вся обстановка студенческой комнаты. Но когда Константин отдавал кругленькую сумму индивидуальному предпринимателю Мазанову, он об этом еще не знал.
Проверенное место
Отпуск для Константина — дело непростое. Собственный бизнес, неспокойные времена, обязательства перед клиентами требуют постоянного присутствия на рабочем месте. Наконец удалось выкроить 10 дней, и предприниматель решил съездить с сыном в Испанию. Обратился в Рыбинское бюро путешествий. Турфирма на рынке уже давно и активно рапортует об успешной деятельности. Вероятно, так оно и есть, раз люди пользуются ее услугами и делают это неоднократно. Константин — не исключение, ездил через РБП раньше и был доволен. История про первое в жизни путешествие за рубеж, когда, приехав в Париж по путевке этого бюро, он обнаружил, что его никто там не ждет, уже позабылась. Всякое в жизни бывает. Ну подумаешь, остался тогда один в чужой стране, не зная языка. Ну выгнали из гостиницы, где должен был ждать забронированный номер. Ну отвечали ему из России до шести часов вечера, что такого не может быть, а после окончания рабочего дня телефон вообще замолчал. Встретился же ему русскоговорящий человек, который помог устроиться в непритязательной ночлежке. Пусть почти чудом, но встретился. Потом вопрос с гостиницей решили, и отдых вернулся в нормальное русло. Да что старое поминать. Константин уверен, ошибки могут быть у всех, и никто от «косяков» не застрахован. В общем, Париж Парижем, а впереди маячила Испания. Варианты туров подобрали без проблем, сразу назвали и цену: 1600 евро на двоих. Но вот незадача, пляжный отдых Константина интересует мало, ему бы корт теннисный, желательно еще и круглосуточный. Поиск такой роскоши на европейских курортах занял время. Как оказалось, это удовольствие не из дешевых. За возможность помахать ракетками нужно было заплатить почти 800 евро сверху. На немой вопрос — не дороговато ли, если учесть, что даже на черноморском побережье площадки имеются почти в каждом приличном пансионате, ему вальяжно дали убедительный ответ – «зато ты едешь в проверенное место».
Четыре равно двум
Первое, что пожелал сделать Константин, когда прибыл в отель, посмотреть в глаза тому, кто это место проверял. Во Всемирной паутине Gran Hotel Evrope – туристский рай. Четыре звезды, первая береговая линия, все мыслимые блага, а главное — круглосуточные освещаемые корты. Вроде бы, чего привередливой предпринимательской душе еще хотеть. В том-то и дело, что кортов там не оказалось, и их никогда не было. Об этом Константину официально написали в отеле письмо и заверили печатью. Были бы площадки для игры, за которые рыбинец заплатил половину стоимости обычного тура, он закрыл бы глаза на остальную убогость гостиницы. На дырявые шторы, на потрескавшееся зеркало, на сломанные стулья, на стены в подтеках, на заклинившую дверь балкона и на развалюху-тумбочку, на которую вряд ли бы позарился даже гоголевский Плюшкин. Но площадки не было. Как не было в отеле говорящих по-русски служащих. Не удалось найти даже тех, кто «ду ю спик инглишь». И словно привет из Парижа: опять чужая страна, где тебя ждет совсем не то, что ждешь ты. Чуть позже отыскали женщину, которая до восьми лет жила на Украине и сносно говорит на великом и могучем. Правда, то, что она рассказала, еще больше возмутило Константина. Оказывается, четыре звезды для русских — это гостиница эконом-класса для небогатых испанцев, которые большей частью здесь и останавливаются. Здание находится в аренде, и временный хозяин лишнего гвоздя не намерен забить. А что делают здесь русские, испанка-украинка понять не может. Конструктивного диалога с Рыбинском не получилось. Индивидуальный предприниматель Мазанов, которому Константин отдал 107 тысяч рублей за активный отдых, заявил, что он всего лишь посредник, поэтому все вопросы необходимо задать основному оператору. Буклет «Натали турс» в номере был, но разговор закончился ничем. Поменять гостиницу можно. Теоретически. На практике же «можно попробовать», но на это уйдет несколько дней, и гарантии, что не случится мены шила на мыло, никто дать не может. Гид, добравшись до них через пару дней, красноречиво дала это понять. Ее тоже удивило, что туристы обосновались здесь и что их каким-то ветром занесло в гостиницу внутреннего пользования. Константин с сыном оказались единственными россиянами не только в отеле, но и во всем городе. Подумав, они приняли решение остаться в имеющихся «апартаментах», но занять себя по максимуму, чтобы проводить в них как можно меньше времени. Но это оказалось малореальным. Константина насторожило, что гид неохотно предлагает им экскурсии и вяло советует досуговую программу. Машину на прокат взять нельзя, ночную Барселону посмотреть нельзя, в другие интересные места опоздали. В общем, в какую строку ни ткни, все мимо. Наконец, чудом вклинились в поездку в музей Сальвадора Дали. Гид заявку приняла, но предупредила, что специально за ними никто заезжать не будет. Открыв карту, женщина указала пальцем в определенную точку. Как предположил Константин, гиду не выгодно ездить всего к двум туристам, когда по соседству в Салоу отдыхают сотни россиян. Вот им выгодно искать машину, возить их в Барселону и еще в миллион мест, так как с каждого капает копеечка. Стоит ли терять время на дорогу к паре залетных?
Так и провели рыбинцы все 8 ночей и 9 дней в убогом отеле без кортов, за которые заплатили более двух тысяч евро. Один раз съездили на экскурсию и практически прописались в местном парке развлечений.
Иди ты…к туроператору
Честно признаться, по возвращению Константин надеялся если не на компенсацию, то хотя бы на извинения. Ни-че-го. Олег Мазанов сослался на заключенный договор, по которому его ИП не более чем поверенный. Заказ принял, передал, а если что не так — все претензии туроператору. В договоре, действительно, есть такая строчка – «в соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в РФ» ответственность за качество туристского продукта несет туроператор». Но есть и такая формулировка – «Поверенный обязан исполнить данное ему поручение в соответствии с указаниями Доверителя, которые должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными». Корты – это правомерно, осуществимо и конкретно? Более чем. Так почему Константин теперь должен судиться с московской фирмой, если поручения давал рыбинской? Понятно, что РБП не само организовывало тур, но это оно предложило клиенту «проверенное место» и получило за него 107 тысяч рублей. При этом в договоре в пункте «денежные средства, переданные Доверителем Поверенному для оплаты Туроператору» стоит ноль. Та же цифра в графе «вознаграждение Поверенному». Так куда ушли деньги? С кого спрашивать? Если перенести схему на другую область подобных механизмов, получается, что не устроил тебя тульский пряник, в Тулу и обращайся. Сломалась корейская машина, дуй в Корею. Все вопросы к производителю, остальные всего лишь посредники или поверенные, как ни назови. Но дело даже не в этом. Не повезло Константину с отелем. Бывает. Все знают про старуху и проруху. Но неужели извинение дороже репутации фирмы? Неужели сложно просто проявить сочувствие и постараться помочь, раз уж ты пусть косвенно, но замешан в этой истории.
Константин намерен обратиться в суд. Как решает подобные споры Фемида, мы обязательно расскажем.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?
Допустим, вам испортили отпуск: отель оказался гораздо хуже, чем обещал менеджер при подписании договора, а экскурсии отменили.
Советует президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько:
— Если с момента вашего возвращения не прошло 20 дней, начинать надо с досудебного разбирательства. Напишите претензию турагентству, где покупали путёвку, либо туроператору, кто организовывал тур. В тексте укажите: когда приобрели путёвку; что предполагалось и что получили в реальности; в чём конкретно нарушен договор; как вела себя принимающая сторона. Чётко сформулируйте свои требования: выплатить часть стоимости тура (желательно приложить расчёт), возместить моральный ущерб.
В течение 10 дней турфирма должна ответить. Если она не реагирует или вы пропустили претензионный срок, не отчаивайтесь. Турист имеет право в течение 3 лет со дня возвращения подавать иск в суд с требованием возмещения убытков (ст. 196 ГК РФ).
Шансы на успех — 90%, проигрыш — 10% (если у вас совсем нет вещдоков: фотографий, видеозаписей, квитанций из отеля).