Казалось бы, время ларьков прошло. Мелкий бизнес 90-х встал на ноги, на смену палаткам пришли крупные магазины самообслуживания. Былые «чепки», торчащие на каждом шагу, закрылись, не выдержав конкуренции. Одно время в городе сияли мелкими окошками печатные киоски, хлебные и цветочные павильончики, и лишь кое-где, как экономический рудимент, проскакивали ларьки со всякой всячиной. Но, видимо, кризис отбросил назад не только уровень промышленного производства. Восстает из небытия и мелкая розничная торговля. Но какая продукция составляет основной ассортимент ларьков, в последнее время вновь атакующих Рыбинск?
Типичная торговая палатка на улице Плеханова. Такая же – на Крестовой. Проспект Ленина, Плеханова… Везде одно и то же — сказочное распутье: направо пойдешь — ряды пивных бутылок найдешь, налево – в коктейли химические упрешься, а прямо — стену сигаретную увидишь. Ассортимент «народного пойла» и канцерогенной закуски к нему представлен широко. Яркие упаковки всевозможных сухариков, чипсов, дурно пахнущей рыбы удовлетворят любой непритязательный вкус. А вот с лимонадом, шоколадом или, например, мороженым сложнее. Чтобы их найти, нужно постараться. Лежат единичные экземпляры сладкого где-то сбоку, закрытые этажами жвачки, словно их присутствие на витрине портит весь алкогольно-сигаретный ансамбль. О наличии в продаже мороженого говорит листочек с текстом от руки, уже изрядно потрепанный, с расплывшимися чернилами. Прочитать объявление почти не реально. А вот табличка о холодном пиве добротно приклеена скотчем, чтобы не был страшен ни ветер, ни дождь. К курочке, несущей золотые яйца, отношение особое.
Восемь часов вечера. У ларька очередь. Требования почти у всех одинаковы – пиво и сигареты. Меняется лишь количество бутылок и табачная марка. Основной контингент – молодежь. Затарившись хмельным солодом, они идут к ближайшим лавкам, чтобы обеспечить жильцам «веселый» вечер, а дворникам — дополнительную работу утром. Все ли юные любители пива вернутся домой, сказать сложно. Кто-то закончит гулянку в милиции, а кто-то окажется на больничной койке. Подавляющее большинство госпитализированных с бытовыми травмами по статистике находится в состоянии алкогольного опьянения. Главный врач больницы №2 Михаил Цветков говорит об этом с нескрываемой тревогой.
— Сегодня пиво и слабоалкогольные коктейли не просто проблема, а настоящая беда молодого поколения. Ужасает объем потребления. Молодежь пьет пиво не граммами, а литрами потому, что оно доступно. Если бутылку водки можно купить за 120 рублей, то пива – всего за 20. Вот и идет 13-летний подросток: бутылка в тоненькую ручку не умещается, тара больше него самого, но мужественно тянет ношу… А потом поступает в больницу с отравлением. В лучшем случае.
Врач поясняет: пиво пить можно, в том числе без вреда для здоровья, но только если объем потребленного не превышает трехсот граммов в день. Такая доза расслабляет организм, улучшает аппетит и сон. Но это относится только к бокалу пива. Все, что сверху, безжалостно бомбардирует внутренние органы точными ударами. Печень, почки, сердце, половая система. У женщин возникают проблемы с детородной функ-цией, мужчинам грозит импотенция. Пивная закуска – отдельная тема. Соленые сухарики и орешки повышают артериальное давление и неминуемо приводят к лишнему весу. Но самое опасное – это привыкание. Пивной или не пивной, алкоголизм остается алкоголизмом. В общем, рассуждать на тему культуры пития можно бесконечно. Страшилки уже мало кого впечатляют, народ «подсажен» на алкоголь — и это неоспоримый факт. Но вместо того чтобы помочь бороться и противостоять, нас провоцируют, делая спиртное доступнее, чем шоколад. Одни спиваются, другие ищут своего ребенка в комнате милиции, а кто-то сколачивает на этом состояние, устанавливая малобюджетный ларек в центре города. И этот кто-то приклеивает постер, обязуясь не продавать алкоголь несовершеннолетним. И не выполняет свои гарантии, услужливо отпуская литры в подростковые руки.
Сейчас не проблема – как выпить, неразрешимая задача – как не выпить. Когда все так близко, только руку с денежкой протяни. Когда агрессивная реклама настойчиво внушает, что без бутылки ты не «супер-перец». Когда дети с подгузников гуляют с родителями по барам. Это проблема не отдельного человека, а общества в целом. И решать ее нужно всем обществом. Может, начать как раз с доступности алкоголя. Михаил Цветков, уже не как врач, а как председатель общественной палаты намерен в скором времени вынести эту проблему на обсуждение. По его мнению, варианты возможны следующие. Во-первых, уменьшить количество точек продаж. Во-вторых, строго следить за продажей алкоголя несовершеннолетним. В-третьих, контролировать распитие спиртного на улицах.
— Я не стал бы разрешать открывать эти ларечки на каждой остановке. Пусть это будут специализированные магазины, кафе, клубы. Пусть люди отдыхают, но в определенных местах, а не на каждой лавке. Запретил бы ходить по городу с бутылками, — поясняет свою позицию Митхаил Цветков. — Купил — убери в сумку, донеси до дому, и там, пожалуйста, пей.
Будет ли мнение председателя услышано или чьи-то денежные отношения окажутся заманчивее, можно будет понять по динамике появления в городе торговых палаток. Пока счет один — ноль в пользу коммерческих интересов.