— Зачастую для покупателей цена важнее качества. Поэтому они предпочитают гипермаркеты и торговые сети, там и выбор больше…
— Вот когда уничтожат сетевики своих конкурентов, посмотрим, какие у них будут цены. Пользуясь большими оборотами, торговые сети разоряют средний и малый бизнес, мелкие магазины, продовольственные рынки.
— А разве для производителя работа с торговыми сетями не выгодна?
— Большинство сетей берут товар на реализацию на 2 месяца. При этом еще требуют бонусы — до 30 % «премий за объем проданного товара». Смысл в том, что чем больше продавец продает товара, тем больше ему за это платит поставщик этого товара. И это не считая платы «за вход», скидок, льгот и прочего. Все это уничтожает конкуренцию и ведет к монополии. Это удавка для производителя и верный путь к банкротству.
Этот разговор с директором небольшого мясного цеха из Ярославля стал поводом для размышлений. В областном центре давно и успешно работает несколько сетевых гипермаркетов российского и европейского происхождения. Все они торжественно открывались с участием чиновников областной и ярославской администраций. Особо подчеркивались инвестиционная привлекательность сетевиков и удобство для покупателей. В Рыбинск гиганты российского и зарубежного торгового бизнеса пока не зашли. И, очевидно, мы должны чувствовать некоторую ущербность. В Ярославле есть «Метро», есть «Реал», а у нас из всех представителей ритейла далеко не самая крупная сеть «Эльдорадо». Но так ли нужны рыбинцам крупные российские и заграничные торговые сети, как это зачастую пытаются объяснить нам местные чиновники. Какие такие инвестиции могут принести они Рыбинску, и каким образом их приход скажется на местном бюджете?
Местный предприниматель патриотичен по определению. Его предприимчивость разворачивается на сугубо родной почве. Земля, сооружения, рабочая сила – все исключительно рыбинское. Включая инвестиционную и социальную составляющие. Именно малый бизнес восстанавливает старые здания, открывает новые магазины, выкладывает плиткой тротуары, сажает у своих предприятий деревья и ухаживает за цветочными клумбами. И власть охотно работает с местными предпринимателями: поднимает плату за аренду муниципального имущества, городской земли, вводит повышающие налоговые коэффициенты. И все в бюджет, ради бюджета и во имя его! Предприниматель скрипит зубами, затягивает потуже пояс, но платит. Потому что знает: на этой территории, с этой властью и для этих людей он будет жить и работать.
Опыт – великая сила. Особенно, когда приобретаешь его не на собственной шкуре, а на ошибках других. Поэтому давайте посмотрим, что делается у соседей. В Западной Европе в малом предпринимательстве заняты от 49 до 79% трудоспособного населения. В России по состоянию на 2007 год — всего 28%. В Рыбинске в этот же период в малом бизнесе было задействовано 25% трудоспособного населения. И эти показатели в прошлом году как минимум не росли. А кризис вынудил 240 тысяч российских индивидуальных предпринимателей закрыть свой бизнес. За первые шесть месяцев 2009 года таких оказалось на 40% больше, чем за тот же период прошлого года. В Рыбинске этих данным нам найти не удалось. Зато есть личные впечатления героев статистики – предпринимателей.
— Мы, конечно, привыкли жить в состоянии кризиса, — философски размышляет владелец небольшого магазины бытовой техники. – Дефолт, непомерные банковские проценты, рост аренды и налога на вмененный доход, приход в Рыбинск «Эльдорадо». Каждый раз что-то теряем, но пока не закрылись. Рынок сбыта ограничен – население покупает определенное количество бытовой техники из года в год. Если на рынок приходит новый продавец, он не создает свой сектор сбыта, а перекраивает уже сложившийся. Поэтому мы уменьшаем торговые площади, не делаем запланированные ремонты, сокращаем численность работающих. В общем, урезаем свой бюджет, как депутаты секвестируют городские расходы.
Преимущества местных предпринимателей: владельцев рыбинских магазинов, пекарен, перерабатывающих цехов – в их постоянстве. Маловероятно, что сети, зарегистрированные в оффшорах, будут делать инвестиции в Рыбинск. Скорее, их удел – аренда помещений, резкий вброс на рынок дешевой за счет более низкого качества продукции (если говорить о бытовой технике, то это, в основном, китайское производство), большое количество маркетинговых акций (распродажи залежалого товара, бонусы, купоны, продажа дополнительной гарантии, прочие сомнительные с точки зрения защиты потребителей акции). Кипучая деятельность сетевиков, минимизация налоговых отчислений, отсутствие острой необходимости выкупать, ремонтировать и содержать помещения – все это приметы крупного залетного бизнеса. Что отнюдь не становится преимуществом для населения.
В Европе работа сетевых гипермаркетов законодательно ограничена: им нельзя работать по ночам, сокращено время работы по выходным, есть жесткий государственный и общественный контроль качества продуктов. А что мы имеем России? Тотальный, лоббируемый и на федеральном, и на городском уровнях монополизм сетей – это раз. Индекс роста потребительских цен в России выше, чем в европейских и даже азиатских странах, – это два. Крупнейший ритейлер -Х5 (владелец «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели» и пр.) в 2008 г. увеличил свою прибыль в 3,2 раза (в кризисные-то времена!) – это три. Большинство наших сетевиков зарегистрированы кто на Виргинских островах, кто в Люксембурге, кто в Амстердаме – это четыре. В результате тысячи наших сограждан не могут трудоустроиться в малом бизнесе – это пять.
Чтобы товару попасть на прилавки крупной торговой сети, его поставщику, в том числе и местному производителю, необходимо выполнить целый ряд условий. Например, подписать кабальный договор, по которому поставщик оплачивает даже украденное из торгового зала; доплатить за выкладку (иначе товар никто не купит); обеспечить минимальные цены и максимальные объемы. Ну и, конечно, «поделиться». Говоря о коррупции, мы почему-то вспоминаем государственных чиновников, забывая еще об одном классе бюрократов – корпоративных, сидящих у руля монополизированных каналов реализации.
Рассчитывать на то, что в скором времени будет принят жесточайший антимонопольный закон, и чиновники на деле начнут контролировать работу сетевиков, не приходится. Остается единственный инструмент контроля над ценами: конкуренция гипермаркетам со стороны малого бизнеса. Но Рыбинск в последние годы по отношению к малому бизнесу – город не самый дружелюбный. Торговые места сокращаются, производство трудно развернуть из-за высоких ставок аренды, коэффициенты налоговых отчислений высокие.
В российских мегаполисах уже процветает тотальный монополизм розничной сетевой торговли. Сотни мелких магазинов закрыты, а местные производители продукции не могут сдать ее сетевикам — у них свои, столь же глобальные поставщики. В Твери с приходом сетевиков цены на продукты выросли на 10-15%. Ярославль тоже в полной мере прочувствовал торговый размах ритейла. Рыбинские предприниматели пока живут. Но рассчитывать на развитие им не приходится – для этого нужна политическая воля власти. И если ее не появится, проблема дефицита товаров и дороговизны может коснуться каждого из нас: предпринимателя, местного производителя, покупателя.