Домой Общество КЛЮЧ К СЕРДЦУ РИТЕЙЛА ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ КОШЕЛЕК

КЛЮЧ К СЕРДЦУ РИТЕЙЛА ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ КОШЕЛЕК

0

— Зачастую для покупателей цена важнее качества. Поэтому они предпочитают гипермаркеты и торговые сети, там и выбор больше…

— Вот когда уничтожат сетевики своих конкурентов, посмотрим, какие у них будут цены. Пользуясь большими оборотами, торговые сети разоряют средний и малый бизнес, мелкие магазины, продовольственные рынки.

— А разве для производителя работа с торговыми сетями не выгодна?

— Большинство сетей берут товар на реализацию на 2 месяца. При этом еще требуют бонусы — до 30 % «премий за объем проданного товара». Смысл в том, что чем больше продавец продает товара, тем больше ему за это платит поставщик этого товара. И это не считая платы «за вход», скидок, льгот и прочего. Все это уничтожает конкуренцию и ведет к монополии. Это удавка для производителя и верный путь к банкротству.

Этот разговор с директором небольшого мясного цеха из Ярославля стал поводом для размышлений. В областном центре давно и успешно работает несколько сетевых гипермаркетов российского и европейского происхождения. Все они торжественно открывались с участием чиновников областной и ярославской администраций. Особо подчеркивались инвестиционная привлекательность сетевиков и удобство для покупателей. В Рыбинск гиганты российского и зарубежного торгового бизнеса пока не зашли. И, очевидно, мы должны чувствовать некоторую ущербность. В Ярославле есть «Метро», есть «Реал», а у нас из всех представителей ритейла далеко не самая крупная сеть «Эльдорадо». Но так ли нужны рыбинцам крупные российские и заграничные торговые сети, как это зачастую пытаются объяснить нам местные чиновники. Какие такие инвестиции могут принести они Рыбинску, и каким образом их приход скажется на местном бюджете?

Местный предприниматель патриотичен по определению. Его предприимчивость разворачивается на сугубо родной почве. Земля, сооружения, рабочая сила – все исключительно рыбинское. Включая инвестиционную и социальную составляющие. Именно малый бизнес восстанавливает старые здания, открывает новые магазины, выкладывает плиткой тротуары, сажает у своих предприятий деревья и ухаживает за цветочными клумбами. И власть охотно работает с местными предпринимателями: поднимает плату за аренду муниципального имущества, городской земли, вводит повышающие налоговые коэффициенты. И все в бюджет, ради бюджета и во имя его! Предприниматель скрипит зубами, затягивает потуже пояс, но платит. Потому что знает: на этой территории, с этой властью и для этих людей он будет жить и работать.

Опыт – великая сила. Особенно, когда приобретаешь его не на собственной шкуре, а на ошибках других. Поэтому давайте посмотрим, что делается у соседей. В Западной Европе в малом предпринимательстве заняты от 49 до 79% трудоспособного населения. В России по состоянию на 2007 год — всего 28%. В Рыбинске в этот же период в малом бизнесе было задействовано 25% трудоспособного населения. И эти показатели в прошлом году как минимум не росли. А кризис вынудил 240 тысяч российских индивидуальных предпринимателей закрыть свой бизнес. За первые шесть месяцев 2009 года таких оказалось на 40% больше, чем за тот же период прошлого года. В Рыбинске этих данным нам найти не удалось. Зато есть личные впечатления героев статистики – предпринимателей.

— Мы, конечно, привыкли жить в состоянии кризиса, — философски размышляет владелец небольшого магазины бытовой техники. – Дефолт, непомерные банковские проценты, рост аренды и налога на вмененный доход, приход в Рыбинск «Эльдорадо». Каждый раз что-то теряем, но пока не закрылись. Рынок сбыта ограничен – население покупает определенное количество бытовой техники из года в год. Если на рынок приходит новый продавец, он не создает свой сектор сбыта, а перекраивает уже сложившийся. Поэтому мы уменьшаем торговые площади, не делаем запланированные ремонты, сокращаем численность работающих. В общем, урезаем свой бюджет, как депутаты секвестируют городские расходы.

Преимущества местных предпринимателей: владельцев рыбинских магазинов, пекарен, перерабатывающих цехов – в их постоянстве. Маловероятно, что сети, зарегистрированные в оффшорах, будут делать инвестиции в Рыбинск. Скорее, их удел – аренда помещений, резкий вброс на рынок дешевой за счет более низкого качества продукции (если говорить о бытовой технике, то это, в основном, китайское производство), большое количество маркетинговых акций (распродажи залежалого товара, бонусы, купоны, продажа дополнительной гарантии, прочие сомнительные с точки зрения защиты потребителей акции). Кипучая деятельность сетевиков, минимизация налоговых отчислений, отсутствие острой необходимости выкупать, ремонтировать и содержать помещения – все это приметы крупного залетного бизнеса. Что отнюдь не становится преимуществом для населения.

В Европе работа сетевых гипермаркетов законодательно ограничена: им нельзя работать по ночам, сокращено время работы по выходным, есть жесткий государственный и общественный контроль качества продуктов. А что мы имеем России? Тотальный, лоббируемый и на федеральном, и на городском уровнях монополизм сетей – это раз. Индекс роста потребительских цен в России выше, чем в европейских и даже азиатских странах, – это два. Крупнейший ритейлер -Х5 (владелец «Пятерочки», «Перекрестка», «Карусели» и пр.) в 2008 г. увеличил свою прибыль в 3,2 раза (в кризисные-то времена!) – это три. Большинство наших сетевиков зарегистрированы кто на Виргинских островах, кто в Люксембурге, кто в Амстердаме – это четыре. В результате тысячи наших сограждан не могут трудоустроиться в малом бизнесе – это пять.

Чтобы товару попасть на прилавки крупной торговой сети, его поставщику, в том числе и местному производителю, необходимо выполнить целый ряд условий. Например, подписать кабальный договор, по которому поставщик оплачивает даже украденное из торгового зала; доплатить за выкладку (иначе товар никто не купит); обеспечить минимальные цены и максимальные объемы. Ну и, конечно, «поделиться». Говоря о коррупции, мы почему-то вспоминаем государственных чиновников, забывая еще об одном классе бюрократов – корпоративных, сидящих у руля монополизированных каналов реализации.

Рассчитывать на то, что в скором времени будет принят жесточайший антимонопольный закон, и чиновники на деле начнут контролировать работу сетевиков, не приходится. Остается единственный инструмент контроля над ценами: конкуренция гипермаркетам со стороны малого бизнеса. Но Рыбинск в последние годы по отношению к малому бизнесу – город не самый дружелюбный. Торговые места сокращаются, производство трудно развернуть из-за высоких ставок аренды, коэффициенты налоговых отчислений высокие.

В российских мегаполисах уже процветает тотальный монополизм розничной сетевой торговли. Сотни мелких магазинов закрыты, а местные производители продукции не могут сдать ее сетевикам — у них свои, столь же глобальные поставщики. В Твери с приходом сетевиков цены на продукты выросли на 10-15%. Ярославль тоже в полной мере прочувствовал торговый размах ритейла. Рыбинские предприниматели пока живут. Но рассчитывать на развитие им не приходится – для этого нужна политическая воля власти. И если ее не появится, проблема дефицита товаров и дороговизны может коснуться каждого из нас: предпринимателя, местного производителя, покупателя.

Предыдущая статьяСВОБОДНЫЙ ПРОЕЗД ЛУЧШЕ ШТРАФА
Следующая статьяВЫБИРАЕМ СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.