Придавленный тяжестью рюкзака, под завязку набитого урожаем, я бежал по лесной тропинке. Прыжками по кочкам спешил к остановке, а стрелки на часах неумолимо стремились к точке на циферблате, когда должен был подойти пригородный автобус. Причем время меня явно обгоняло…
Когда до финиша оставалось метров 300, на большаке появился ПАЗик. Он лихо подрулил к будке, «проглотил» разом засуетившихся грибников и, мигнув на прощание задними габаритными фарами, покатил в сторону города.
Дело было вечером, делать было нечего, кроме как с полной выкладкой шагать к седьмому километру дороги на Пошехонье, где останавливается городской автобус пятого маршрута.
Остановка напротив поста ГАИ была безлюдна. Первой на дорожке от деревни Староселье появилась бодрая старушка с корзинкой.
-Через полчаса «пятерка» пойдет, — сообщила она.
-Не опоздает? – спрашиваю.
-Да что ты! Всегда минута в минуту. Хоть часы проверяй!
Тем временем стали подтягиваться усталые дачники. Не обманула старушка – желтый Икарус тормознул у остановки точно в указанное время.
Места в просторном салоне хватило всем: и пассажирам, и рюкзакам с корзинками. Только отъехали, за свое дело принялась кондуктор. Те, кто помоложе, обменивали червонцы на билеты. А пожилые, которых было подавляющее большинство, демонстрировали проездные и красные ветеранские книжицы.
Вспомнился разговор с директором МУП «ПАТП-1» Виктором Жигановым:
-Проездной – вещь, безусловно, нужная. И для ветеранов, которые заслужили право на льготы, и для школьников со студентами. И обычным пассажирам удобнее раз в месяц выложить 480 рублей, нежели при каждой поездке доставать из кошелька десятку. Да и для нас экономически выгоднее получать с пассажиров авансовые платежи. Но…
-Почему «но», если от продажи проездных все только выигрывают?
-Потому что на практике получается так, что те, кто ездит, оказываются в «плюсе». А тот, кто возит, то есть ПАТП-1, несет убытки.
-Выходит, во всем виноваты пассажиры?
-Ни в коем случае! Пассажир всегда прав! А вот на классический русский вопрос «кто виноват?» ответить гораздо сложнее. Можно, конечно, в очередной раз обвинить во всех бедах местный бюджет. Однако как депутат Муниципального Совета Рыбинска я хорошо знаю реальное состояние городской казны.
-Причем тут проездные билеты?
-В качестве социальной поддержки все виды проездных реализуются значительно дешевле, нежели реальная стоимость проезда. Если пересчитать по методике Росстата на 30 поездок в месяц, ветераны и инвалиды едут за 5,33 рубля, студенты – за 6,5 рубля, школьники – за 6,67 рубля.
-А обычные проездные? Они ведь 480 рублей стоят…
-Проездные «на предъявителя» рассчитываются уже не на 30, а на 60 поездок в месяц. Если разделить, каждая поездка обойдется в 8 рублей. Опять-таки дешевле себестоимости.
-И какова же она, эта себестоимость?
-12 рублей 80 копеек. А утвержденный тариф, как вы знаете, составляет 10 рублей. Бюджеты компенсируют «выпадающие доходы» от продажи проездных сполна. Чего нельзя сказать об общих убытках ПАТП-1. На 2009 год предполагаемые плановые убытки заложили в сумме 42 миллиона рублей. 10 миллионов рублей, как теперь принято говорить, секвестировали. А из оставшихся 32 миллионов с начала года мы с грехом пополам получили всего около 9. Но мы обязаны сохранить для 70 тысяч ветеранов, инвалидов, школьников и студентов социальный общественный транспорт, который остался только у нас и в Ярославле. В остальных городах пассажиров перевозят коммерческие маршрутки.
-А у депутата Виктора Жиганова какие перспективы?
-Перспектива одна – работать. Как руководитель автотранспортного предприятия обязательно буду настаивать, чтобы в нашем городе появились специальные низкопольные автобусы для пассажиров-инвалидов. Хотя бы по одному на каждый из двадцати маршрутов.
Кроме того, надо, наконец, построить дорогу, связывающую улицы Кулибина и Суркова. Тогда мы сможем пустить по ней автобус 6А, чтобы жители микрорайонов Скоморохова гора, Северный и Веретье могли ездить без пересадок от железнодорожного вокзала до больничного городка. Цена вопроса – 5-6 миллионов рублей. Согласитесь, не такая уж неподъемная сумма для местного бюджета, когда речь идет об улучшении транспортного обслуживания десятков тысяч горожан.
…За воспоминаниями о встречах с директором «ПАТП-1» Виктором Жигановым полчаса езды в «пятерке» пролетели быстро. Довольный, что добрался до города, я зашагал к своему дому. А автобус, развернувшись около железнодорожного вокзала, покатил к остановке, чтобы строго по расписанию отправиться по годами проложенному маршруту туда, где его ждут люди.