Директор кладбища созвал совет работников.
— Итак, товарищи, кризис, надо нам на всём экономить! Какие будут предложения?
— Закапывать трупы без гробов, на материале сэкономим!
— Стоя, так место сэкономим…
— Закапывать стоя, по пояс, а сверху красочкой мазануть, вот тебе и памятник!
— Вот если они еще за руки возьмутся… на оградке сэкономим!
Юмор черный, но для Рыбинска уместный. Возможно, подобными вопросами теперь задастся директор МАУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела» Виталий Барулев, после того как его ведомство проверила городская прокуратура. Поводом обратить внимание на кладбищенского монополиста стало заявление депутата Судоверфьского сельского поселения Ольги Догадкиной. Женщина оказывала помощь в организации похорон, так как после смерти местной жительницы все проблемы, связанные с погребением, упали на плечи ее 15-летней дочери. Столкнувшись со стоимостью услуг, депутат пришла в ужас. Где подростку, потерявшему мать, взять столько денег!
Боль – болью, слезы – слезами, а за оказание ритуальных услуг надо платить. Хотя теоретически достойно похоронить усопшего возможно вообще без затрат. По крайней мере, это гарантирует Федеральный закон N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» каждому человеку. На безвозмездной основе должны осуществляться услуги по оформлению документов, предоставлению и доставке гроба, перевозке тела и погребению, включая копку могилы. Механизм таков: местные органы самоуправления должны оценить этот перечень и, исходя из себестоимости, определить размер социального пособия на погребение, которое получают родственники умершего.
В Рыбинске материальная компенсация составляет 5800 рублей. Это тот перечень услуг (стоимость гроба, транспортировка, оформление документов и процесс захоронения), который гарантирует федеральный закон. Предполагается, что этих денег должно хватить на погребение. Но существует одна проблема. Стоимость «минимального похоронного пакета» городские чиновники назначить забыли, чем развязали руки г-ну Барулеву. Раз нет четкого утвержденного «ценника», значит, горожанам не надо знать, какова истинная стоимость выдачи справок или копки могил. Прейскурант можно сделать по своему усмотрению и в соответствии со своими стандартами прибылей и рентабельности.
Прайсу МАУ может позавидовать любой менеджер по продажам. Вариантов реализации услуг масса, одной только копки могил 5 видов. Широк и диапазон цен: от 2600 рублей до 9500. При этом надо учитывать форму подачи этого прайса. Одно дело, если люди знают, за что платят и могут выбирать. Но в реальности человека, сломленного горем от потерей близкого, просто ставят перед фактом – «с вас столько-то тысяч рублей». И никого не волнует, кто перед тобой — состоятельный мужчина, пенсионер или подросток.
Проверкой похоронного бизнеса прокуратура занялась еще в июле. Внимание надзорного руководство МАУ органа не смутило. В конце августа жители поселка Переборы заплатили за подхоронение на Болтинском кладбище 8 тысяч рублей. За что конкретно, теперь уже и не знают. А сколько таких людей стало жертвами этой бухгалтерии с мая, когда была организована новая служба? В прокуратуре, к сожалению, подобной статистикой не задавались. А вот то, что, кроме нарушения закона о похоронном деле, не соблюдались и статьи по защите прав потребителей – уже факт. В свои многотысячные пакеты услуг кладбищенские дельцы включали дополнительные работы: снятие оград, демонтаж столов, скамеек, надгробных плит и т.д. В обычном состоянии люди сами без особых усилий могут отодвинуть лавочку или снять калитку, но сервис навязчиво это делал за них. Естественно, не бесплатно. За каждое движение – копеечка, сумма которых и выливалась в приличные цифры.
После прокурорской проверки в администрации зашевелились. Составили проект постановления, где четко прописана стоимость перечня безвозмездных услуг, гарантированных законом. Если оно будет согласовано Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, то за расчистку и разметку места, копку могилы, забивку крышки гроба, его опускание и засыпку, а так же за устройство надмогильного холма необходимо будет заплатить всего 2097 рублей. Дополнительные деньги могут быть начислены только по отдельному прейскуранту и с согласия заказчика. Тем же, кто переплатил в кладбищенскую кассу, пока был погружен в горе, прокуратура советует обращаться в суд.