Домой Общество СОБАЧЬЕ НАШЕ ДЕЛО

СОБАЧЬЕ НАШЕ ДЕЛО

0

-Да у них собаки, поди, все заморенные! Кто там за ними следит? Блохастые, наверно, голодные. Бедняжки! – сокрушалась женщина-таксист, везя меня на соревнования по многоборью со служебными собаками на первенство УФСИН России по Ярославской области. Состязания проходили в течение трех дней на базе исправительной колонии № 14. Участники – лучшие кинологи региона. Несколько озабоченная словами женщины, которая в придачу рассказала историю о том, как знакомая ее знакомой крала из некоего питомника мясо, предназначенное для кормления животных, и продавала его по бросовым ценам, я решила уделить внимание не только тому, как работают кинологи, но и что за люди идут в эту профессию.

Обыкновенные чудеса

На месте меня встретил разнообразный по тембру и частоте «гавов» лай. Немецкие, восточно-европейские, кавказские красавицы ждали своего выступления на очередном этапе. Кто-то спокойно лежал в траве, понюхивая осеннюю листву и изредка потявкивая, кто-то радостно прыгал около владельца, возбужденно заливаясь счастливым лаем, кто-то воинственно рычал, пытаясь обратить на себя внимание. В общем, обыкновенная очередь. Начальник кинологической службы УФСИН России по Ярославской области Николай Вишняков радушно распахнул дверь в собачий городок:

— Сейчас здесь идут упражнения общедисциплинарного цикла. Это вроде азов — то, что должна уметь делать каждая собака, — пояснил подполковник. — За выполнение участники получают баллы, по сумме которых и определяется победитель.

Лохматым служивым нужно уметь балансировать над пропастью, перепрыгивать через высокие заборы и длинные овраги, ходить по лестницам, на которые рискнет залезть не каждый человек. За прохождением полосы препятствий следят судьи. Сделали задание – плюс пару баллов, не справились – столько же минус. Обычная арифметика. И никаких восторженных ахов, когда собака бесстрашно идет по узкому бревну, под которым пару метров свободного полета и грязная лужа, или ловко прыгает через приличный барьер. Понимаю, что с отвисшей челюстью здесь только я, для остальных – это рутинная работа. В том числе и для собак. Некоторые, выполнив элемент, с гордым видом оглядываются на напарника, словно проверяют, все ли с ним в порядке.

— Кинолог и собака – это одно целое. От того, насколько они друг другу подходят, насколько они понимают друг друга, насколько правильно идет процесс подготовки, зависит конечный результат. Вот, например, нервничает инструктор, собака сразу чувствует его настроение, и оно может передаться ей. Возникают ошибки, беспокойство, что сказывается на результате, — объяснял тонкости работы подполковник.

— А кинолог тренирует только одну собаку?

— Конечно, это же серьезный, ежедневный труд, требующий колоссальных сил и терпения. На первоначальную подготовку уходит около года, после чего собака начнет показывать результаты. И с этой собакой кинолог будет работать 7-8 лет, потом у нее наступает заслуженная пенсия, — улыбается Николай Вишняков.

То, что кинолог готовит себе партнера на долгие годы, успокоило мои подозрения, навеянные страшилками таксистки. Но тут произошло нечто, что на короткий промежуток времени заставило меня усомниться в гуманности кинологов. Мимо пронесли большое блюдо с мясом. Оказалось — это очередное испытание для собак. Лакомство раскидывают в помещении, туда же запускают пса, который должен, обливаясь слюнями, стойко выдержать провокацию и не брать еду. Как правило, собак перед соревнованиями стараются не кормить, отчего не поддаться искушению становится сложнее. Восприняв это как возмутительное издевательство, я обратилась за комментариями к судьям:

— Собаке нельзя ничего есть без разрешения. Кинологи не для того работают, а служба покупает и содержит животных, чтобы их с легкостью мог отравить первый встречный, или она бы сама съела какую-нибудь гадость,— растолковали мне специалисты, — это, если хотите, мера безопасности. Ну, и конечно, собака должна беспрекословно подчиняться человеку, иначе она станет волком.

Вспомнив про агрессивные стаи бездомных «друзей человека», я предпочла согласиться.

РИЧ-МУХОЛОВ

Рич по-свойски привалился к ноге хозяина. Пока кинолог Геннадий Иванов рассказывал о профессии, пес лениво зевал, глядя по сторонам круглыми карими глазами. Блестящая шерсть, круглые бока, медальон на ошейнике – все выдавало в нем хозяйского любимца. Наблюдение оказалось верным. Рич — не собственность питомника: Геннадий купил щенка сам, устроил на работу, и теперь пес — нанятый по договору сотрудник. Молодой человек мечтал о собаке с детства, а придя в органы исполнения наказания, обнаружил, что его увлечение может стать профессией. В свое время много читал о дрессуре, затем стал интересоваться опытом профи и вместе с Ричем применял теорию на практике. Геннадий убежден, что основные навыки заложены во всех животных, необходимо только правильно их развить. А для этого нужно много сил и терпения. Хотя с некоторыми особенностями своего питомца воюет до сих пор:

— Мухолов он у меня. Сам не свой до мух.

Отучаю, отучаю, а все без толку. Бывает, надо упражнение делать, все собаки сидят, а этот вдруг как подпрыгнет! Его уж и осы кусали не один раз, а ему все равно. Одно утешает, вдруг мухами наестся. Да, Рич? – подтрунивает над любимцем Геннадий.

По мнению специалиста, самое сложное «собачье дело» — послушание. Действительно далеко не все собаки справлялись с, казалось бы, банальными командами — «сидеть – стоять — голос». Нужно не просто выполнить приказ, а сделать упражнение правильно. Сесть, не заваливаясь на бок, лечь обязательно на живот, встать, непременно замерев на определенное количество секунд, а то и минут. Для собак, привыкших к постоянному движению, это очень сложно. Да и апорт — это не совсем тот апорт, когда владельцы кидают своим питомцам палочку, а потом носятся за ними по парку, умоляя вернуть «добычу». Здесь пес должен либо отдать предмет владельцу, либо бросить его по первому требованию. Мое внимание привлекла собака, не выполнившая ни одной команды кинолога. С насмешкой я указала на бездарного ученика Николаю Вишнякову. Но вскоре мне стало стыдно за свои слова.

ИСТОРИЯ БАЙКАЛА

«В прошлом году эта собака показала хорошие результаты. После выступления многие признали ее перспективы. Однако случилась трагедия. Ее хозяин погиб. Не по долгу службы, нет, — предупреждая мой вопрос, пояснил Николай Вишняков, в результате бытовой ссоры.Байкал три месяца ничего не ел. Только пил воду и лежал. Все ждал… Потом у него появился новый инструктор. Откровенно говоря, тяжело им обоим, как видите, не все получается. Это как раз пример того, насколько важна связка «человек-собака».

Стало понятно, почему нервничает кинолог, а судьи смотрят на эту пару как-то по-особенному, понимающе. Они тоже знают, что значит потерять напарника. Собачий стаж короткий, 7 — 8 лет. И хотя кинологи говорят, что животные — это всего лишь инструмент, из их уст это звучит малоубедительно. Словно они внушают это не мне, а себе. Каждый помнит любую свою собаку, сколько бы за долгие годы службы их не сменилось. Помнят их привычки и особенности.

На вопрос, какими качествами должен обладать кинолог, все без исключения говорят – терпением и любовью к собакам. Спросить: крадете ли вы казенное мясо? — после таких слов язык не повернулся. И не потому, что вряд ли кто-то признался бы, а потому, что не поняли бы. И, наверное, обиделись. Я бы точно обиделась.

Рыбинские специалисты и на этот раз подтвердили звание сильнейших в области. Пьедестал почета полностью занят нашими специалистами. Отдельные награды получили и Рич с Байкалом. Один стал лучшим по общим дисциплинам, другому не нашлось равных в лобовой атаке.

Предыдущая статьяПИВО И СИГАРЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ
Следующая статьяЭПИЦЕНТР ТРАГЕДИЙ. ВЛАСТЬ, КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.