Газета «Рыбинская неделя» при поддержке Муниципального Совета города начинает реализацию проекта «Лучшие люди Рыбинска». Очерки и рассказы о выдающихся личностях, оставивших заметный след в истории города, будут публиковаться в нашей газете. В дальнейшем материалы журналистов будут объединены в книгу «Лучшие люди Рыбинска».
25 сентября рыбинская общественность собралась в библиотеке им. Энгельса, чтобы поздравить с юбилеем старейшего жителя Рыбинска, художника, знатока истории и архитектуры города, члена рыбинского отделения ВООПИиК Владимира Шпрангера. Живой легендой и ходячей энциклопедией Рыбинска называли его поздравлявшие.
Отец умер, когда Володя Шпрангер еще не родился. Перед смертью отец наказал матери: «Если будет парень, то назови его Владимиром». Шел 1924 год – год смерти Ленина – тогда всех пацанов называли Володями.
У матери образования не было, всю жизнь она проработала на низкооплачиваемых должностях — уборщицей или курьером. Но Володя никогда не жаловался, считал, что так и должно быть, да и семьи его друзей в конце 20-х не отличались богатством.
Трудности были не только с деньгами, но и с жильем. Мать устраивалась на работу с одним условием — предоставить ей казенную квартиру. Одно время она работала в земельном управлении, сотрудники которого рисовали акварелью огромные планы. Как-то раз маленький Володя решил подправить чью-то работу. В результате произошел огромный скандал, матери пришлось извиняться.
Способности к изобразительному творчеству он реализовал на занятиях в студии ИЗО Пролеткульта, которую в Рыбинске организовал знаменитый художник Михаил Щеглов. Здесь он познакомился и подружился с самыми знаменитыми художниками Рыбинска. Репрессированный и расстрелянный в 1937 году Александр Свиблов нарисовал его портрет. На портрете 8-летний Вова Шпрангер изображен в буденовке. Крепкая дружба его связывала рыбинской легендой – художником Василием Трамзиным, а с легендой российской – Николаем Соколовым (КУКРЫНИКСы) – до конца его жизни он поддерживал приятельские отношения.
Другое увлечение юного Володи Шпран-гера – геология. Под руководством выдающегося российского геолога В.А. Новского он писал акварелью срезы геологических пластов, которые бережет по сей день.
Как реликвию он хранит и путеводитель по Рыбинску – такие книжки выпускали в 20-е годы – этот путеводитель положил начало его уникальной библиотеке.
У Владимира Шпрангера не было специального художественного образования, тем не менее, большую часть своей жизни он проработал главным художником на моторостроительном заводе.
16-летним парнишкой он пришел на п/я 20 и стал работать фрезеровщиком. Вместе с заводом он был в эвакуации в Уфе, а, вернувшись после войны в Рыбинск, собрался поступать в полиграфический институт, чтобы стать художником-графиком. Но планы неожиданно изменились.
В то время на завод пришел новый директор Субботин. Однажды он велел секретарю:
— Вызови главного художника.
— А у нас нет такого.
— Как так: нет художника?
— У нас есть Шпрангер.
Субботин вызвал его и назначил главным художником завода.
— Какая уж тут учеба, только успевай поворачиваться, — вспоминает Владимир Викторович.
Впрочем, он не жалеет о том, что остался без специального образования: художнику дипломом не прикрыться, главное не диплом, а признание его работ на выставках.
Еще один директор, с которым пришлось работать, — Александр Дмитриевич Смирнов, под его руководством завод переходил с производства поршневых моторов на реактивные двигатели. Руководить рыбинским моторостроительным заводом он приехал из Перми. Позвал он как-то Шпрангера, показывает фотографию:
— Посмотри, как мы в Перми делали.
На фото – фигуры из снега.
— Так что? Мы тоже делали.
Нарисовал Шпрангер проект, настоящую зимнюю сказку для детей, вплоть до медведей, сидящих на световых фонарях. Смирнов спрашивает:
— Можно такое сделать?
— Можно, если собрать всех заводских художников, и одного погонялу при них поставить.
С тех пор в течение нескольких лет у дворца культуры моторостроителей строили зимний городок, куда собирались ребята со всего Рыбинска. До сих пор пожилые люди вспоминают новогоднее оформление Шпрангера.
Под руководством Владимира Шпрангера заводские художники оформляли праздничные колонны на демонстрациях. При его содействии в городе появились Эра космоса и Обелиск памяти павших в 1941-1945 гг.
На пенсии Владимир Шпрангер попал под обаяние другого замечательного человека – Людмилы Марасиновой. В конце 80-х она попросила местных краеведов справки по историческим зданиям Рыбинска. Объединившись в группу ШИП, Владимир Шпрангер, Лия Иванова и Нина Петухова каждый день как на работу ходили в городской архив, просиживали с 8 до 17, искали информацию о владельцах, об архитекторах, о строительстве домов, о людях, когда-то живших в них. Они проделали огромную работу: подготовили исторические справки о нескольких сотнях зданий. Впоследствии эту информацию использовала дирекция по историческому центру, разрабатывая проект охранных зон Рыбинска.