Безмозглое стадо, управляемое сверху, или сообщество увлеченных, думающих и активных? Инструмент в чужих руках или творцы будущего? Зомби или лоббисты? К какой категории относится современная молодежь? Две полярные точки зрения отстаивали представители этой самой молодежи на площадке «Бойцовского клуба». О проекте «БК» мы уже писали («Рыбинская неделя» №24 от 02.07.09), на этот раз интерес вызвала тема очередного боя – «Молодежные организации – пушечное мясо?». Кого заряжают в орудия, какой радиус поражения и по кому, собственно, стреляют, мы и решили узнать.
Иван Овсянников в Ярославле — личность известная. Под его руководством в областном центре действует отделение оппозиционного движения «СоцСопротивление». Борцы за международный социализм неизменно там, где речь идет об униженных и оскорбленных. Будь то пикет в поддержку рабочих ЯМЗ, подвергающихся несправедливому гнету эксплуататоров-капиталистов, яростный протест против введения комендантского часа или негодование по поводу притеснения милицией ярославских оппозиционеров в канун международного экономического саммита. Кажется, нет сферы, которая оставляла бы «соцсопровцев» безучастными. И основной их тезис – «против». А дальше можно подставлять любые понятия, в зависимости от событий. Учитывая такую активность, немного странным выглядит утверждение Ивана, что молодежные организации — пушечное мясо. Себя и своих сотоварищей он, естественно, к живому инструментарию в волосатых клешнях идеологов не относит, хотя, по сути, «СоцСопротивление» — та же молодежная организация. Понятие «молодежь», по мнению Ивана, определяет только возраст, а он особого значения не имеет, главное – цель. С последним у современного поколения проблемы.
Основная функция молодежных организаций по Овсянникову — досуговая. То есть большинство юношей и девушек, состоящих в различных объединениях, озабочены вопросом заполнения своего свободного времени. К проблемам общества это не имеет никакого отношения. А их сейчас более чем достаточно, считает главный социалист. Это качество и доступность образования, трудоустройство, жилье, наркомания, преступность и т.д. Но молодежь самоустраняется от этих вопросов или бездумно обслуживает власть. Данный тезис Иван Овсянников, конечно, посвятил «Молодой Гвардии Единой России» и демократам движения «Наши». Эти два объединения и стали главным предметом дальнейших дебатов. Иван припомнил им все – государственное финансирование, управляемость, несамостоятельность в принятии решений, партийные провокации, стихийность в деятельности. Вот такие организации, по мнению Ивана, и являются настоящим пушечным мясом. Если бы он сформулировал тему как «Молодая Гвардия» и «Наши» — пушечное мясо», наверно, он одержал бы убедительную победу над оппонентом. Но получилось, что лидер ярославского «Соцсопра» одним махом подписал вердикт всем молодежным объединениям, порой весьма далеким от политики.
По данным комитета по делам молодежи, в нашем городе около 30 молодежных организаций, в которых занято более 10 тысяч человек.
С таким тотальным обобщением не согласился идейный противник Ивана Василий Ермолов, представитель Генеральной молодежной Ассамблеи области. Бывший специалист департамента по делам молодежи, разработчик программ для молодежи региона видит деятельность современного поколения с другой стороны. Василий Ермолов считает, что молодые люди активно занимаются не только собственным досугом, но и образованием, карьерой, социальной жизнью общества. С конкретикой у Василия, правда, несколько хуже, чем с пространными тезисами. Доходчиво, а главное — убедительно разграничить молодежные объединения и рассказать об их достижениях он не смог. То ли не это входило в его планы, то ли сказался лимит времени. Основную мысль Ермолова можно выразить расхожей фразой — «сами с усами». По его мнению, молодежные объединения существуют в соответствии с действующим законодательством, которое предполагает их независимость, самостоятельность, функциональность. А этот набор важных критериев никак не вяжется с пушечным мясом.
Василий выглядел лучшим оратором, но худшим дипломатом. При этом оба наотрез открестились от политической принадлежности, хотя один упорно борется с законотворчеством действующей власти, другой на своем уровне это законотворчество и создает. Видимо, сейчас быть беспартийным гораздо престижнее, чем честно выражать свою политическую позицию.
Еще оппоненты показались схожими своей неяркостью. Драйв пришлось добавлять залу. Собравшиеся спрашивали об источниках финансирования организаций, альтернативе, конкретных делах и даже читали стихи. И как-то все обсуждение вертелись вокруг политических объединений, несмотря на заявления Василия Ермолова о многообразии сообществ «на основе различных интересов». В итоге большинство голосов досталось Ивану Овсянникову с его утверждением о пушечном мясе. Но убедительной победу не назовешь, не на много отстал Ермолов, а главное — четверть очевидцев боя не определилась со своим предпочтением. Ораторы зал не зажгли.
Так можно ли считать молодежь пушечным мясом? Попробуем разобраться на примере Рыбинска. Представители движения «Наши» теоретически в городе есть, но, видимо, ушли в глубокое подполье. По крайней мере, об их делах праведных ничего не слышно. «Молодогвардейцы» периодически из засады выходят. Под объективами видеокамер напоказ они сажают деревья и… И больше что-то в памяти ничего не всплывает. Какое же это мясо? Всех вместе взятых на одну пушку не хватит. Неужели на них вся рыбинская молодежь закончилась? Отнюдь. По данным комитета по делам молодежи, в нашем городе около 30 молодежных организаций, в которых занято более 10 тысяч человек. Солидный такой боевой арсенал. Только ни одна из организаций не имеет политической направленности. Спорт, туризм, патриотизм, экстрим, краеведение, творчество – вариантов применения молодежной энергии масса. Что делать с ними? Считать кружковцами и выкинуть из молодежи? Или записать в мясо, закрыв глаза на аполитичность? Нестыковка, однако.
«Что значит пушечное мясо? — недоумевает главный специалист комитета по делам молодежи Рыбинска Наталья Гордиенко. — Молодежь самостоятельна. Они собираются сами, а не по чьему-то распоряжению. К нам они приходят со своими идеями, инициативами, со своим мнением. Вообще ошибочно думать, что молодежью так легко управлять. Они скептично смотрят на все попытки ими манипулировать».
Убедительный пример молодежной воли — минувшие выборы, которые современным поколением были попросту проигнорированы. Не смогли повлиять на его решение ни увольнения должностных лиц в прошлом, ни воззвания к активной гражданской позиции в настоящем. Бесполезным оказался, видимо, и перст указующий руки заряжающего. Пушки молчали. А как считаете вы? Современная молодежь — пушечное мясо, или на них у пушки дуло тонко?