Должно ли государство поддерживать частный бизнес? Ответ очевиден для большинства – должно, иначе зачем еще нужно государство со своими фискальными функциями и контролирующим аппаратом?
В общем, тема очередной схватки «Бойцовского клуба» интриги не обещала. Однако когда вспомнили бюджетные миллиарды, вложенные в российский автопром (обращаем внимание – частный), и пойманных на взятках чиновников (вспоминаем Сдвижкова), наши мнения разделились. С одной стороны, любое государство, являясь одновременно и органом насилия, и инструментом социального регулирования, занимается своими гражданами – мелкими и средними предпринимателями. Их в Ярославской области 52 тысячи. Плюс малые предприятия, крестьянские хозяйства. Они – активная часть общества, формирующая бюджеты всех уровней и обеспечивающая товарами и услугами потребителей.
Наверное, «Бойцовскому клубу» в минувший четверг не очень повезло. О том, должно ли государство помогать частному бизнесу, рассуждали не простые предприниматели, обремененные ежедневными проблемами, кредитами и налогами, а избранники-депутаты: ярославского муниципалитета Дмитрий Донсков и Ярославской областной думы Альфир Бакиров. Оба, впрочем, к предпринимателям отношение имеют. Донсков владеет сетью компьютерных клубов. Бакиров – бывший бизнесмен, сегодня он возглавляет общественную организацию «Опора России», которая создана как посредник в переговорах предпринимателей с государством.
Оба персонажа в бизнесе не новички. Бакиров начинал в памятные времена «дикого» российского рынка начала девяностых. Говорит, что если бы не поддержка государства, сегодня депутата Бакирова просто не было бы. Донсков, судя по возрасту, вошел в бизнес позже, но динамично развивающийся рынок Интернета, очевидно, позволил быстро не только встать на ноги, но и сесть в депутатское кресло. Но, несмотря на схожесть положения, депутаты стали оппонентами. Донсков выдвинул тезис о вредности государственной поддержки для предпринимательства, Бакиров – о ее жизненной необходимости.
Аргументы Донскова могут убедить, скорее, тех, кто в помощи не нуждается. Например, представителей малозатратного и высокодоходного бизнеса, каким является и сам депутат. Тот, кто ничего не производит и извлекает прибыль из виртуального пространства, очевидно, не нуждается в льготном кредитовании, грантах и субсидиях. Еще Донскова возмущает первоочередное право арендаторов на выкуп муниципального имущества. Чем хуже тот, кто арендует частные площади? Необходимо все продавать на аукционах, только тогда условия для всех будут равные. А государственное дело – это создание свободного и действительно конкурентоспособного рынка, где у каждого предпринимателя равные условия.
Чиновничьи структуры по государственной поддержке малого бизнеса раздуты и неэффективны. В них работают, скорее, из «любви к процессу». Ну, может, из-за высокой зарплаты. В результате большая часть финансовой поддержки не доходит до предпринимателя, а совершенно законно оседает в карманах чиновников и в различных общественных консультационных организациях. Каковой является и «Опора России».
Руководитель «Опоры» Альфир Бакиров с тезисом не согласен. По воспоминаниям депутата, частный бизнес, не щадя себя, в начале девяностых работал для пользы государства (?). И сегодня пришло время отдавать долги (?). Бакиров апеллировал и к иностранному опыту. В Америке, например, государство тратит огромные средства на поддержку молодежного бизнеса. При этом большая часть государственного финансирования пропадает зря. Но то, что идет на пользу, со временем окупает все государственные потери. И это – эффективно, — считает Бакиров.
Российские примеры менее убедительны. Местные предприниматели крайне неохотно обращаются за государственной помощью. Например, в этом году до сих пор остаются невостребованными 40 миллионов бюджетных рублей, выделенных на поддержку малого бизнеса. Может, предприниматели опасаются откатов? Разговоры о коррупционной составляющей бюджетных траншей далеко не беспочвенны.
Предприниматели не верят в то, что государство искренне и безвозмездно будет помогать развивать частный бизнес. Впрочем, аморфное понятие «государство» вполне можно заменить конкретным «чиновник». И тогда это будет ответом на многие вопросы. Например, почему успешный предприниматель, не подходящий, по мнению чиновников, для государственной помощи, за счет своих налогов должен помогать начинающему? Или зачем государству рисковать своими деньгами, вкладывая их в студенческий бизнес?
Банковские кредиты – особый разговор. Банки любят деньги, считают их и заботятся о своих вложениях. Потому, наверное, так сложно взять банковский кредит, и так высоки процентные ставки. Щедрое государство выделяет деньги более легкомысленно. Хотя с этим утверждением можно и поспорить. Да, государственная помощь либо безвозмездна, либо по нынешним временам почти бесплатна. Но далеко не каждый предприниматель получит грант или льготный кредит. Критерии отбора есть, они достаточно жестки. Мало простого желания открыть свой бизнес. Надо соответствовать условиям рынка.
На этом желании и соответствии разделилась уже наша компания. «Хочу продавать молоко, а шансов без господдержки у меня нет, что же мне делать?» — вопрошала молодая часть коллектива. «Хочу – для государства не аргумент, если молоко нужно потребителю, никакая поддержка тебе не нужна», — отвечала другая часть, обремененная опытом. Вечный спор между желанием и возможностями не закончился ничем. На ринге победил Бакиров. Но, скорее, не потому, что был убедителен. Просто в зале совершенно случайно оказалось достаточно членов «Опоры России», которые дружно поддержали своего председателя. Разделилась во мнениях и наша команда. Двое примкнули к победителю, двое проголосовали за Донскова. И опять не по аргументам владельца компьютерных клубов, а лишь потому, что вера в искренность государства (или чиновников?) потеряна.
Точку же в споре поставил Президент Медведев, заявив в своем осеннем послании, что неэффективных собственников, кто сам не может справиться без поддержки государства, в перспективе государство все-таки поддерживать не планирует.
Так что если вы правильно ведете свой бизнес, если у вас есть разумные мысли и ваши товары или услуги на рынке востребованы, у вас есть все шансы получить государственную помощь. И слово «хочу» здесь остается неуместным. А жаль. У каждого должен быть свой шанс. Даже у тех, кто еще сам не знает, насколько он эффективен.