В мае 1982 года в Рыбинский государственный архив Ярославской области поступило письмо под «шапкой», занимавшей четверть листа: «Депутат Верховного Совета СССР, писатель, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР, действительный член Академии педагогических наук СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Владимирович Михалков».
Вот текст письма: «Прошу допустить к ознакомлению с фондом рода Михалковых, хранящимся в вашем архиве, старшего научного сотрудника, кандидата наук тов. Сахарова Игоря Васильевича, работающего по моему заданию, в связи с перспективой издания переписки Михалковых, относящейся к ХIX веку и находящейся в ГИМ СССР. С уважением С. Михалков. 10.5.82».
Кроме предметов искусства, составляющих основу музейного фонда Рыбинска, кроме фотоколлекции, хранящейся ныне в Ярославском областном архиве, кроме книжной коллекции, легшей в основу городской публичной библиотеки и позже частично передислоцированной в Ярославскую областную научную библиотеку, до 80-х годов прошлого столетия в рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранился личный фонд Михалковых. В архивном справочнике за те годы можно узнать номер этого фонда – 98. Здесь 504 дела, относящихся к концу XVII — началу ХХ веков. Их ценность определена уже названиями:
«Указы Петра Алексеевича», «Указ о благо-устройстве города», «Исторические записки», «Копии великокняжеских и царских грамот с расшифровкой и описанием их оформления», «Записки по истории России», «Сведения о смутах и драках во многих волостях и селениях», «Письма крепостных крестьян к помещикам», «Дневник Валериана Тихменева», «Писцовые книги», «Описание, содержание архива при Рыбинском историко-художественном музее», «Посемейные списки»…
Эти материалы лишь частично касаются истории собственно рода Михалковых или истории Петровского. Большей частью речь идет об истории страны, губернии, уезда и Рыбинска.
Сегодня этого фонда в рыбинском архиве нет. Где они находятся в настоящее время, узнать не удалось. В годы «расцвета застоя» к столь ценимой ныне сокровищнице Михалковской усадьбы и власти, и руководители музея и архива относились, как к осколкам еще не до конца разрушенного мира насилья. К примеру, многие документы, фотографии михалковского фонда были просто растащены. Нечто похожее произошло с огромной коллекцией фотографий из собрания городского музея, хранящейся ныне в Ярославском областном архиве. Вполне понятно, что на этом общем фоне свободного оборота художественных ценностей, на фоне столь легковесного отношения к материальным свидетельствам прошлого семейство Михалковых достаточно легко смогло получить в свою собственность документы, в общем-то, ему по закону не принадлежащие. Но зато, может быть, таким образом был спасен этот архивный материал, и, может, теперь он хранится где-то в надежном месте и доступен исследователям?
…Надо сказать, что именно в 90-е годы у рыбинцев, которым приоткрылись многие страницы истории города, в том числе, связанные с дворянами Михалковыми, сформировалось особое теплое, почти семейное отношение к современным Михалковым. О том, насколько это отношение было трепетным и душевным, говорит история, связанная с одним посещением Никитой Михалковым Рыбинска в середине 90-х. В то время музей еще располагался в старом здании. Ждали визита высокого обожаемого гостя с душевным волнением и страхом. Ждали многочисленную шумную официальную делегацию. А тут открывается дверь, входит он — один, высокий, красивый, смуглый, усатый… Гостя проводят на второй этаж, сотрудница музея в течение часа, волнуясь и запинаясь, рассказывает знаменитому кинорежиссеру о судьбе коллекции, экспонатах. А через час, когда у нее уже подсел голос, на выходе гость с сильным грузинским акцентом говорит что-то вроде того, что впервые он встретил в лице сотрудников музея такое неподдельно искреннее, внимательное отношение к случайному посетителю. А многочисленная шумная официальная делегация во главе со знаменитым режиссером прибыла буквально через десять минут…
Продолжение следует.