В середине 90-х годов Никита Михалков обратился к ярославскому губернатору Анатолию Лисицыну, с которым его связывали теплые личные отношения, с неожиданной просьбой: «В запасниках Рыбинского музея обнаружены иконы, которые являют собой духовную ценность нашей семьи и разыскиваются нами в течение многих лет. У меня есть дети и уже внуки, и я хотел бы, чтобы жизнь их была освящена той духовной силой и Великой Верой, которую несли семейные иконы их славным предкам».
К просьбе сына присоединился и старейшина рода: «…горячо присоединяюсь к просьбе моего сына Никиты по поводу возвращения в лоно семьи фамильных икон».
Кроме «Спаса Нерукотворного», среди пяти икон наибольшую ценность представляет икона XVI века «Богоматерь Владимирская». Это не только религиозный, но и художественный памятник. Настойчивость, с какой Никита Михалков пытался и пытается вытребовать у Рыбинского музея иконы, не могла возникнуть на пустом месте. Вот, например, что пишет на этот счет журнал «Огонек»: «Никита Михалков принимал участие в Днях Ярославской области в Париже. Там, во Франции, размягченный бокалом бургундского, ярославский губернатор Анатолий Лисицын, похоже, и пообещал Михалкову содействие в возвращении икон в благодарность за сотрудничество с областью».
Но МихалкОвы, как таковые, не являются прямыми наследниками владельцев усадьбы, поскольку последних МихАлков, владевший усадьбой – Сергей Владимирович, не оставил потомства. А вот у Александра Морозова и Агриппины Владимировны родились два сына – Павел и Владимир. Именно они и являются законными наследниками.
Примечательно, что вышестоящая власть «отправила» МихалкОвых договариваться о судьбе икон не в Москву, а в… Рыбинск и даже не в коридоры власти, а к музейщикам…
Методы уговоров Никиты Михалкова до сих пор вызывают содрогания у тех, кому довелось испытать их на себе. Назвать это моральным террором будет точнее всего. Мужественные музейные работники Рыбинска выстояли. Не справившись с ними, Никита Сергеевич «наложил анафему» на весь город. Все последующие попытки наладить какие-то отношения с Михалковым заканчивались одним и тем же требованием: «Верните иконы!». Причем это требование адресуется не столько властям и работникам музея, сколько жителям города, поскольку оно предъявлялось представителям культурной общественности, неоднократно посещавшей Михалкова в Москве и предлагавшей ему идеи совместных усилий по спасению усадьбы Петровское. Никита Сергеевич объявил Рыбинску бойкот.
Но и на этом тема передачи икон не закончилась. Однажды в городе появились некие люди, которые, открещиваясь от прямых личных связей с мэтром, говорили о своем желании сделать уважаемому человеку личный подарок в виде возвращенных икон. Они выходили на разных людей, близких к музею и заводили разговор о том, насколько возможно, допустим, заменить хранящиеся в музее иконы из Петровского на копии…
Так или иначе, но Рыбинск выстоял против желания Никиты Михалкова, и иконы находятся в музее.