— Наше автотранспортное предприятие помимо 18 городских дополнительно обслуживает 7 пригородных маршрутов, — говорит директор ПАТП-1 Виктор Жиганов. – Это хорошо известные №101, 102, 108, 109, 111. Кроме этого, два рейса по №107 – «ЖД вокзал – село Покров» и «ЖД вокзал – Западное кладбище». Востребованность этих маршрутов подтверждает то, что ими ежедневно пользуются в среднем 14 тысяч пассажиров. Среди них не только жители поселков Каменники, Судоверфь, Ермаково, но и многие горожане.
-Виктор Константинович, похоже, вы намерены сообщить читателям «Рыбинской недели» какую-то новость, связанную именно с пригородными маршрутами…
-Только новость эта, к сожалению, не самая приятная. Особенно для пассажиров-льготников.
До 2006 года, пока город с районом жили вместе, автобусы с трехзначной нумерацией, как и все остальные, считались муниципальными. После разделения маршруты, выходящие своими «концами» за городскую черту, приобрели как бы двойной, а по сути – неконкретный статус. Соответственно и форма оплаты за проезд стала смешанной. На территории города можно предъявить кондуктору месячный проездной либо приобрести у него за червонец разовый билет, а за проезд по территории района требуется, в зависимости от расстояния, доплатить от 4 до 6 рублей.
Те, кому на основании закона полагаются льготы, пользуются ими в полной мере. Если обычные проездные билеты «на предъявителя» стоят сегодня 480 рублей, то студенты могут приобрести право на проезд в течение месяца за 190 рублей, учащиеся общеобразовательных школ – за 140 рублей. А для наших уважаемых ветеранов, а также других установленных законом льготников проездной обходится всего в 80 рублей.
-Это, как я понимаю, в городе. А доплата на территории Рыбинского муниципального района тоже льготируется?
-Конечно. Ветераны труда федерального значения и военной службы, Ярославской области; труженики тыла; реабилитированные граждане; пожилые люди; инвалиды; лица, сопровождающие в поездке инвалида, которому установлена первая группа инвалидности, или ребенка-инвалида; почетные доноры; другие граждане, имеющие право на дополнительную социальную поддержку, — имея льготный проездной, в период с 1 октября по 30 апреля приобретают дополнительный билет за половину, а с 1 мая по 30 сентября – за 25 процентов его стоимости.
Школьники, учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, а также студенты вузов на протяжении учебного периода с 1 сентября по 30 июня также пользуются половинной скидкой.
-И все эти льготы или часть из них с Нового года отменяются?
-Ни в коем случае! Подчеркиваю, для всех категорий и в прежнем объеме льготы сохраняются! Меняются, точнее, приводятся в соответствие с законом источники компенсации разницы в стоимости обычного и льготного проезда. Для ПАТП-1 это так называемые «выпадающие доходы», которые наше предприятие, являющееся по статусу муниципальным, но по сути хозрасчетным, не может взвалить на собственные плечи.
Сегодня убытки на маршрутах №101, 102, 107, 108, 109, 111, которые правильнее называть не «пригородными», а «межмуниципальными», компенсируются из двух бюджетов. Город доплачивает до номинала стоимость месячных проездных. Область – разницу стоимости проезда в пригородной зоне.
-Доплачивают вовремя? В полном объеме?
-Область, как правило, не подводит. А вот с городом до недавнего времени действительно были проблемы. И только сейчас, с приходом в администрацию новой команды, стал наводиться порядок. И текущие платежи приходят по графику, и прежние долги постепенно подтягиваются.
-Но согласитесь, Виктор Константинович, пассажир-льготник вовсе не обязан вникать в межбюджетные отношения. У него есть пенсионная книжка, студенческий билет либо иной документ, подтверждающий право на льготный проезд. Предъявил их вместе с льготным проездным, доплатил половину или четверть – если покатил за город. И, будьте любезны, везите туда, куда ему нужно!
-Согласен. Однако с 1 января 2009 года вступил в действие закон ЯО от 19.12.2008 №65-з «Социальный кодекс Ярославской области». Там прописаны категории граждан, пользующихся льготами, а также регламентирован порядок финансового возмещения убытков от работы пассажирского транспорта на межмуниципальных маршрутах.
Этот закон, который ПАТП-1 было обязано исполнять уже почти год, однозначно ликвидирует двойственность статуса маршрутов №101, 102, 107, 108, 109, 111. Они становятся межмуниципальными. Действие проездных на них не допускается, и соответственно пассажирам как в городской черте, так и в пригороде придется приобретать разовые билеты у кондуктора. Обычным гражданам – по полной стоимости. Льготникам – с прежними процентными скидками.
-Полагаю, не каждый читатель сможет самостоятельно разобраться в мудреном тексте законодательного акта. Может быть, поясните на примерах, что изменится для разных категорий пассажиров?
-Допустим, некий горожанин средних лет трудится в поселке Ермаково. Ездит туда и обратно каждый день и для удобства приобретает за 480 рублей проездной, к которому доплачивает 5 рублей за поездку от микрорайона Копаево до конечной остановки.
Второй пример. Бабушка-ветеран отправилась в то же Ермаково. У нее в сумочке – льготный проездной за 80 рублей. А кондуктору она доплатит половину стоимости пригородного билета, то есть 2 рубля 50 копеек.
После новогодних праздников и горожанину трудоспособного возраста, и бабушке придется в автобусе маршрута №108 заплатить наличными. Только мужчина заплатит, если делать расчет по нынешним тарифам, 15 рублей. А бабушку, право на льготы у которой сохранятся, «обилетят» за 7 рублей 50 копеек.
-То есть как ни крути, пассажиры окажутся в проигрыше…
-К сожалению, это так. Но повторяю, это не наша прихоть, а требование областного закона, который мы обязаны исполнять.
При этом департамент дорожного хозяйства и транспорта, а также управление финансов Ярославской области, с которыми ПАТП-1 ежегодно заключает договоры на перевозку пассажиров на межмуниципальных маршрутах, берут на себя обязательства исполнять требования пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации. Там сказано: «В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета». Таким образом, за бабушку-ветерана недостающие 7 с полтиной рублей доплатит бюджет Ярославской области.
-Виктор Константинович, для того чтобы проехать пару-тройку остановок по городу, действительно вовсе не обязательно садиться в межмуниципальный автобус. Вполне можно воспользоваться либо вашим городским маршрутом, либо добраться на троллейбусе. Но ведь есть в городе целые микрорайоны, где кроме «сотых» автобусов, другого транспорта просто нет. Не опасаетесь, что к вам не только как к директору ПАТП-1, но и как к депутату Муниципального Совета придут на прием жители улицы Труда, где работает автобус 107-го маршрута, или с улицы Корнева, куда добраться можно только на №101? А может, и из Льговца до вас доберутся – это вообще «странный» по территориальной принадлежности поселок, находится в районе, а считается городской территорией, и кроме как на 102-м автобусе, до него не доехать…
-Обязательно придут. И будут требовать решить их насущные транспортные проблемы. Могу заявить, что мы уже предприняли меры, чтобы несколько снять остроту грядущих проблем. Сейчас на согласовании в администрации находится открытие с будущего года городского маршрута №7. Он будет начинаться около ЗАО «Свобода», пройдет по улице Корнева, свернет на проспект Серова, далее от площади Жукова проследует по улицам 9 Мая и Приборостроителей, мимо ПАТП-1, через виадук выйдет на окружную дорогу и улицу Труда, конечной остановкой станет железнодорожный вокзал. Этот новый маршрут, на котором будут действительны все виды проездных билетов, поможет заменить в городской черте автобусы №101 и 107.
Также рассматриваем вариант и для тех, кто пользуется маршрутом №102. Есть намерение сделать этот маршрут городским и «укоротить» его до церкви на улице Балобановской без заезда в поселок Судоверфь.
Кстати, хочу проинформировать наших пассажиров, что с 1 января маршруты №101, 102 и 111 несколько изменятся. И от своей начальной остановки на железнодорожном вокзале они будут следовать не по узкой и проблемной в плане безопасности улице Луначарского, а по более широкой улице Пушкина.
-И тем не менее…
-Тем не менее, какая-то часть пассажиров, выезжающих за город, будет ущемлена. Мы это признаем. Однако обязательно будем искать новые формы работы автотранспорта, чтобы люди могли получать качественные и доступные по стоимости услуги. Надеемся, что более объемные компенсации за льготы из областного бюджета помогут ПАТП-1 решить финансовые проблемы, в течение двух ближайших лет заплатить 29 миллионов рублей за лизинг тридцати новых ЛиАЗов, приобретать новые машины, более качественно ремонтировать старые автобусы. Ведь все это – на благо наших пассажиров.