3 декабря Москва снова будет приветствовать двух самых знаменитых тружеников страны, пролетариев, возвращающихся, по сути, из небытия, которое им предрекали борцы с символикой советской эпохи.
В Рыбинске этих героев ушедшей эпохи так и не дождались, хотя ожидания эти родились еще в 1939 году…
ВЕЛИКИЙ ССЫЛЬНЫЙ
Рыбинск в конце 30-х годов был не только одной из тюрем простого народа, он был местом ссылки и заключения многих знаменитостей. Но было в нашей истории и такое: власти отправляли в ссылку новгородский вечевой колокол, вырвав предварительно у него язык за бунтарский его характер. А в 1939 году в наш город, в Переборы, на строящуюся плотину должны были доставить скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». В ссылку.
Только-только в Париже закончилась международная выставка, в которой принимала участие скульптурная композиция, олицетворяющая достижения советской державы, и Мухина, выполняя постановление партии и правительства, подбирала для своего произведения место постоянной прописки в СССР. Это был конец 1937 года. Тогда-то взор скульптора и обратился к рыбинским шлюзам, рыбинской плотине. Она предложила «сослать» скульптуру на Волгострой, в Волголаг.
Почему же не состоялся этот переезд, который мог сослужить хорошую службу городу, его жителям? Если бы мы были так простодушны и бесхитростны, мы бы повторили вслед за одним народным любимцем: «Кто ж его посадит? Он же – памятник!»…
КАК У ВЕРЫ МУХИНОЙ «РОДИЛАСЬ» ДВОЙНЯ, СДЕЛАВШАЯ ЕЕ ЗНАМЕНИТОЙ
Однажды летом 1936 года Веру Мухину известили о том, что она включена в число конкурсантов на создание статуи для советского павильона Международной парижской выставки. То, что это должна быть парная скульптурная композиция «Рабочий и Колхозница», определил самый авторитетный член жюри Б. М. Иофан. Фаворитом в состязании был скульптор И. Шадр. К конкурсу были привлечены также В.А. Андреев, М.Г. Манизер (у нас в городе есть две его работы), а также Б.Д. Королев.
Нет смысла рассказывать о перипетиях, предшествовавших окончательному решению жюри, но в октябре 1936 года победителем была названа именно Мухина. Вячеслав Молотов, прибывший специально для просмотра работ, спросил скульптора:
— Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!
Возникала неловкость.
— Это нужно для равновесия, — ответила Вера Ивановна.
— Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос…
А потом, уже в цехе завода ЦНИИМаша, где изготавливали фрагменты композиции, по-явился и лучший друг советских контролеров и заказчиков. Появился Сталин не случайно. Директор завода Тамбовцев, доведенный скульптором до точки кипения из-за угрозы срыва сроков изготовления статуи, решил «перевести стрелки» и написал донос на Мухину. Якобы это она саботирует ход работ, да к тому же, в некоторых деталях одежды колхозницы (в складках платья) скульптор поместила ни много ни мало – портрет Льва Троцкого. Пример оказался заразительным, и уже Мухиной некий главный художник поведал о том, что у рабочего – характерный профиль Троцкого… Пошли аресты. Перед самой приемкой ночью на завод и приехал Сталин. Сначала шофер попробовал осветить скульп-туру фарами, потом включили мощные прожекторы. Всего несколько минут понадобилось гостю, чтобы оценить увиденное. Утром Мухиной сообщили, что правительство довольно, к работе замечаний нет…
25 мая 1937 года «Рабочий и колхозница» произвели фурор, а Мухина стала в ряд с великими скульпторами всех времен и народов. Писатель Луи Арагон сказал ей: «Вы нас спасли». Он был коммунистом. Французские, английские, итальянские рабочие, проходя мимо скульптуры, салютовали ей. Франс Мазерель: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней».
ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РЕПУТАЦИЯ ВЕЛИКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
4 июня 1939 года в газете «Большая Волга» — органе политотдела строительства Рыбинского гидроузла была помещена статья старшего архитектора Савицкого «Рыбинский гидроузел после завершения строительства». Он пишет: «К окончанию строительства узел будет озеленен как низкой, так и высокой зеленью и обратится в зеленый остров. На нем будут выситься грандиозные сооружения, которые будут жить в веках как величественные памятники эпохи социализма». Здесь же помещен рисунок плотины со встроенной скульптурой «Рабочий и колхозница». И подпись под ним: «Так будет выглядеть нижняя голова шлюза Рыбинского гидроузла после завершения строительства».
Так почему же после окончания международной выставки «Рабочего и колхозницу» решили отправить в Волголаг. Тут могут быть две причины. Одна анекдотическая – из-за Льва Троцкого. Вторая – более реалистическая: потому что изначально скульптура не воспринималась как самостоятельное произведение, а существовала в комплексе с архитектурным сооружением. Поэтому и искали под нее соответствующий пьедестал.
Почему она не доехала до Рыбинска? Ответ очень простой – из-за своей всемирной славы. Трудно представить себе, чтобы скульптура, ставшая в один миг символом всего того, что связано с СССР, могла быть украшением какой-то там плотины, какое бы значение она ни имела для народного хозяйства. Скульптура поселилась на ВДНХ. Был сооружен пьедестал, не соизмеримый с монументом (его высота – 25 м, высота пьедестала – 13). Сразу проявились «недостатки» столь огромной статуи. Она, словно великан, живший на огромной вершине под небесами и спустившийся в долину, к людям и напугавший их гипертрофированными членами своего тела.
С 2003 года монумент находился на реставрации. Под него построен 34-метровый постамент, в котором разместится музей.
ФАНТОМЫ ЗНАМЕНИТОЙ СКУЛЬПТУРЫ ПОД РЫБИНСКОМ
Вероятно, пустой «бык» рыбинской плотины, которая должна была стать музеем на открытом воздухе, украшенным скульптурами, барельефами и горельефами, фонтанами и садово-парковыми зонами, не давал покоя ни правительству, ни самой Вере Мухиной. В 1940 году она разработала новый проект для рыбинской плотины – композицию «Родина». Крупная аллегорическая женская фигура с хлебным снопом, придерживаемым правой рукой и моделью завода в полусогнутой левой руке. Приемщики увидели в этом образе реминисценцию иконописных изображений святых и князей с моделями храмов и отклонили проект.
Мухина бросилась в крайность и отказалась от «Родины». Она предложила поставить на опору Рыбинского гидроузла фигуру мужчины с мечом и назвала эту композицию «Защитник Родины». Вариант также не пошел. Тогда она соединила два образа. Рядом с женской фигурой, олицетворяющей Родину, она поставила красноармейца в обмундировании с винтовкой в руках. Но некоторые проницательные глаза увидели в этой композиции зловещий образ вертухая, стерегущего арестованную гражданку.
И хотя в связи с болезнью скульптора и начавшейся войной идеи Мухиной так и не были реализованы, но образы, найденные в период работы для Рыбинского гидроузла, были использованы в других городах и других сооружениях.
На днях в нашем городе побывала съемочная группа программы «Время», пытаясь выяснить, что или кто помешал двум выдающимся труженикам обрести покой на берегах Волги под Рыбинском. Ответ на этот вопрос они дадут в один из ближайших выходных.