Революции, войны — есть черные дыры истории. Они втягивают в себя миллионы людей, и никто не может предсказать, где, в какой точке земли, в каком виде выбросит его на поверхность слепая и яростная сила стихии.
1993 год. Смерть кировоградского электрика, нищего и голодного
Он ходил по Кировограду в кирзовых башмаках, в синем комбинезоне. Еще на нем были плащ и кепка, которые «помнили Сталина». Даже у некоторых бомжей, у тех, кто уже плохо воспринимал окружающий мир, при виде этого старика возникало желание угостить его пирожком. Он никогда не ел нормальной пищи, питался в столовой, собирал объедки со столов. Он был завсегдатаем свалки. Разгребал кучи мусора, выдергивая из завалов кусочки кожи, металлические изделия. Возвращался домой, сваливал свою дневную добычу в угол на кучу такого же барахла. Потом готовил корм для домашней птицы, помешивая его в тазике… ложкой Фаберже.
«Плюшкин» — презрительно говорили одни, те, кто плохо его знал. «Гобсек» -уважительно говорили другие, кто знал о нем больше. О нем ходили самые невероятные слухи. Мол, подпольный миллионер, обладатель несметных сокровищ. Только никто не видел этих сокровищ. Еще в 60-е годы про него сказали: «Он миллиардер, и его охраняет КГБ». А миллиардер уже в те годы ходил в своей знаменитой засаленной рабочей спецовке.
Он умер 22 октября 1993 года в своем каменном доме с маленькой печкой, где прогнили полы и протекала крыша. Буквально через несколько дней после этого частного события вся Украина, за ней некоторая часть России и кое-кто в Америке, что называется, «встали на уши»…
1918 год. Ярославская губерния, Рыбинский уезд. Грабь награбленное?
С первых дней нашествия большевиков в самом Рыбинске и в Рыбинском уезде одно за другим прокатились антисоветские выступления. Крестьянам было не по себе от новой власти. Власть подавляла восстания в деревне решительно и жестоко. В подавлении одного такого выступления под Рыбинском принимал участие уроженец Рыбинска некто Борис Николаевич Ильин, сын мастера кустарного промысла, державшего медно-литейную мастерскую. По некоторым сведениям, он получил начальное образование и сумел окончить несколько классов мужской гимназии. В 1918 году Борис Ильин гоняет под Рыбинском «зеленых», экспроприирует ценности и имущество дворянских усадеб, церквей. После гражданской войны механик-самоучка Ильин осваивает профессию токаря. Судьба забрасывает его в Смоленск, где Борис вступает в брак со счетоводом Наталией. На руках у Наталии — значительные фамильные ценности, которые молодые берегут от властей зорко и трепетно. Некоторое время они живут в Рыбинске, потом мужа направляют восстанавливать маслозавод в Вязьме, затем – в Витебске, и — крупный завод в Одессе. Последнее место работы Ильина – главный инженер масложиркомбината в том самом Кировограде.
Золото, украшения все-таки пришлось в голодные годы выменять на еду. А вот книги остались. Всю войну Ильин с семьей прожили в Рыбинске.
1993 год. Шли на квартиру нищего, попали в «эрмитаж»
Когда представители властей впервые попали в дом умершего побирушки, удивлению их не было конца. В подвалах дома и недостроенного флигеля, на чердаках, в старых сундуках и просто на полу среди мусора со свалки хранилось то, что может составить славу любому музею мира. Археологические находки от IV в. до н.э. по XIV в. н.э.: священное писание в рукописях и типографских изданиях 16-20 столетий; русские иконы 16-20 веков; произведения ювелирного искусства 18-20 веков; живописные полотна известных русских мастеров, в том числе портрет Екатерины II художника Левицкого, библия первопечатника Федорова, четырехтомник «Царская охота», который оформляли Бенуа, Репин, другие художники…
На одном чердаке шедевров оказалось больше, чем во всем областном музее. А на некоторых книгах стоял экслибрис «Из библиотеки Михалковых» села Петровского, что под Рыбинском.
Среди этого музейного развала была найдена горка «гуманитарной» тушенки, полученной из США еще в 1945 году по ленд-лизу.
Умершего хозяина дома звали Александр Борисович Ильин. Один из крупнейших коллекционеров всего постсоветского пространства. Когда пересчитали всю коллекцию, получилась цифра в 500 000 единиц. Вместе с радостью, перехватывающей дыхание, новые обладатели коллекции из администрации города пережили и шок. Коллекция была погребена под толстым слоем пыли, испорчена влагой, изъедена мышами и крысами. Специалисты, работавшие с коллекцией, кашляли, болели, но были счастливы оказаться в центре открытия всемирного значения.
Позже, когда перевели эту коллекцию на язык рынка, получилась сумма в 40 млрд. долларов. Четыре тонны чистого золота. В то время внешний долг Украины равнялся четырем с половиной миллиардов долларов.
Прошел тенью по жизни
Он родился в 1920 году. Его период жизни до 1942 года полон загадок и неясностей. Не страдая физическими изъянами, тем не менее, в армии не служил и на войне не был. В конце 30-х поступил в институт. Был отчислен. В 1943 принят снова. По другим сведениям, закончил техникум.
В 1944-м году участвовал в групповой краже государственного имущества. Арестован, судим… на 3 года. Это в условиях военного времени! А потом Ильин пропал. Сведений о его жизни очень мало. Совсем недавно стало известно о дневнике коллекционера. Из его записей следует, что отсидел он всего три месяца благодаря священнику Никанору, который после освобождения служил настоятелем Киево-Печорской лавры. Здесь же прожил после освобождения десять лет и Александр Ильин. Никанор в юношеские годы дружил со Сталиным. Это многое объясняет в судьбе и священника, и нашего героя. В дневнике Ильина сохранились собственные донесения «наверх» и ссылки на личные распоряжения Лаврентия Павловича Берии.
Его информированность поражает до сих пор. В Ленинграде умирает известный профессор-библиофил, и уже через несколько дней Александр Борисович появляется в северной столице, договаривается с родственниками и возвращается в Кировоград с контейнером книг.
Когда в Ярославле закрывали церкви и монастыри, он оказывался рядом. Монахи настолько были обескуражены действиями властей, что буквально умоляли Ильина забрать все, чтобы не досталось безбожникам. А Ильина считали своим. Он же был близким другом Никанора. Есть и фотография, где Ильин в окружении священников.
Общак КГБ ?
…Дом Ильина стоит уединенно, в безлюдном месте. Рядом – тот самый масложиркомбинат, где работал его отец, на «великом масляном пути», по которому несут наворованное. Этот дом с его сокровищами советского «графа Монте-Кристо» должен был вроде бы стать лакомым куском для любителей легкой наживы. Но за все время была всего одна кража. Через три дня все украденное было найдено и возвращено «владельцу».
Ильина не трогали органы, хотя других людей, хранивших одну-единственную икону, доводили до истерик. Когда первые журналисты затеяли описать коллекцию Ильина, раздавались звонки, вежливые голоса предупреждали, что делать этого во избежание неприятностей не следует…
Вообще, у многих создавалось ощущение, что дом Ильина вместе со всем содержимым бережно охраняют и даже следят за тем, чтобы сам Александр Борисович ничего из коллекции не тратил.
Однажды Ильин обменял несколько запрещенных в СССР изданий на икону. К бывшему хозяину иконы на следующий же день пришли сотрудники спецслужб. Даже не рассматривая книги, сказали: «Сами читайте, но больше чтоб никому… Вы понимаете?». При этом они даже не спрашивали, от кого он получил эти книги.
Когда весь город только и жил тем, что обсуждал последние события на улице Урожайной, одно лишь ведомство внешне не проявляло никакого интереса – КГБ.
Продолжение следует.