Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему, несмотря на многообразие торговых точек, мы совершаем покупки лишь в некоторых из них? Почему в ряде магазинов покупатели совершают много незапланированных покупок? Найти ответы на эти вопросы помог открытый практический семинар «Что такое мерчендайзинг», проведенный в начале декабря на базе профессионального училища №20 совместно с торговой компанией «Дружба».
Участниками семинара выступили будущие коммерсанты-старшекурсники. Как оказалось, интерес к проблемам продвижения товаров в магазинах у учащихся носит стойкий характер. Выступления мастера производственного обучения Л.Лебедевой и учащихся Д.Херувимова, К.Басовой, Ж.Базановой, К.Васильевой показали, что мерчендайзинг строится на знании особенностей психологии восприятия, внимания и поведения человека. Например, при насыщенной выкладке товары лучше раскупаются. А самая лучшая полка в магазине расположена примерно на 15 градусов ниже уровня глаз. Правильная выкладка товара, его размещение в торговом зале, комфортный микроклимат в магазине часто становятся аргументами, в пользу которых покупатели «голосуют» за покупки.
Из выступления представителей торговой компании «Дружба» учащиеся узнали, что в магазинах розничной торговли в настоящее время растет конкуренция среди поставщиков товаров, что способствует увеличению эффективности мерчендайзинга в местах продаж: представление товаров становится живее, интереснее, «цепляя» глаза, уши, обоняние, осязание и внимание покупателей. Товар как бы кричит: «Выбери меня!». Вежливый продавец также является ведущим звеном мерчендайзинга, поскольку качественное обслуживание способствует возникновению у покупателя желания совершать покупки именно в данном магазине.
Сотрудники торговой компании «Дружба» рассказали участникам семинара о своих коллегах, выполняющих выкладку товара в торговом зале. Специалисты компании подходят к работе творчески, на основе наблюдений и собственного опыта разрабатывают новые и достаточно эффективные приемы расположения товаров в местах продаж. Идеи по выкладке часто подсказывают сами покупатели, за что мы им очень благодарны. Учащиеся, проходившие производственную практику на базе магазинов «Дружба», уже имели возможность поучиться у профессионалов основам выкладки, на практике проверить результат своей работы – насколько быстро выставленный товар раскупается.
«Дружба» также предложила участникам практическое задание – сравнить варианты выкладки кондитерских изделий в магазинах различных сетей. Оказалось, что расположение товаров в сетевых магазинах зависит во многом от целевой группы покупателей, на которую рассчитаны продажи.
Таким образом эффективный мерчендайзинг помогает продавцу продать товар и качественно обслужить покупателя, а покупателю — не забыть приобрести нужные вещи, выбрать нужный товар.
Итогом встречи стал вывод участников о том, что в эффективном мерчендайзинге выгоду получают все – и продавец, и покупатель. И судьба товаров продолжает неизменно решаться в местах продаж.