Прошлое подарило нам немало исторических зданий, сооружений, которые по праву считаются визитной карточкой города. Собор, старая и новая хлебные биржи, колокольня, мост через Волгу. Это – те самые «слоны» нашего архитектурного пространства, не заметить которые просто невозможно. Мы же в противовес дедушке Крылову предлагаем нашему читателю уподобиться тому самому «любопытному» из одноименной басни, который восклицал: «…Все видел, высмотрел; от удивленья, поверишь ли, не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил. Уж подлинно, что там чудес палата!». Маленьких «чудес палата» — это и есть тема нашей рубрики.
Как-то мы с моим петербургским приятелем прогуливались по городу. Он – известный питерско-московский коллекционер так называемой «нобелевской» тематики. С его личной коллекцией я знаком не только по фотографиям, пересказам редких свидетелей и его собственным скупым, процеженным сквозь зубы признаниям, но и благодаря музею современной истории в Москве.
Мой знакомый – коллекционер-доминатор. То есть если, к примеру, он узнает, что где-то в обозримом пространстве существует некий раритет, связанный с Нобелями, он сделает все, чтобы этот предмет заиметь. Его коллекция действительно уникальная. Вот лишь некоторые предметы из нее, каждый из которых может морально раздавить любого конкурента. Серебряная плакета в память добычи миллиарда пудов сырой нефти Товариществом братьев Нобель в 1879-1906 гг. Мастерская Фаберже. Брошь работы мастерской Фаберже с символикой завода «Людвиг Нобель». Наградная медаль Императорского Русского Технического Общества. Бюст Л. Нобеля работы А. Варьена с золотым покрытием. Ну и так далее.
Хорошо, что меня лично в этой нобелевской теме привлекают больше «факты и случаи», я предпочитаю знать, а не иметь, а то бы от зависти, наверное, свихнулся.
Свои шедевры он приобретает на всевозможных аукционах, вплоть до Сотбис. Во многих городах у него есть свой платный агент, который выслеживает, вынюхивает, выпытывает. И если вдруг обнаруживается, что на каком-то предприятии на заднем дворе валяется маленький масляный насос с табличкой «Механический завод Людвиг Нобель. СПб» или в личной коллекции есть винтовка системы Бердана или Крынка с указанием на авторство Нобелей, тут же дается отмашка, и начинается сезон охоты на раритет. Исход всегда один…
Московский питерец мой часто приезжает в гости на своем «Хаммере», ругает рыбинские рестораны за плохую кухню, прохаживается по улицам и внимательно все осматривает.
Итак, однажды мы гуляем с ним по Крестовой. И на пересечении с улицей Ломоносова он, святая простота, мне говорит:
— Слушай, а почему ты не заберешь этот шедевр к себе в музей? Она же заржавеет, а таких шуховских вещиц в стране больше и не найти.
Я даже и не понял о чем идет речь:
— Не понял, кто заржавеет?
— Вот эта опора.
Он показал мне на угол, на опору из швеллеров и уголков на клепках. Через нее идут какие-то провода, то ли электрические, то ли слабосильные.
Честно признаюсь – первый раз обратил на нее внимание.
— Это что, башня Шухова, того самого, который работал на Нобелей ?
— Не башня, а опора. Башня на Шаболовке. Это он самый, уж поверь мне.
Так наш город «обрел» маленький шедевр знаменитого Шухова. Я вспомнил, что до последнего времени на нефтебазе стояли шуховские нефтяные резервуары, а также я вспомнил легенду о том, что у нас был еще дебаркадер или навес Шухова у вокзала. Он хорошо «играет» свою роль в фильме «Двенадцать стульев» Леонида Гайдая. Позже мне подсказали, что такая же опора есть у городского сквера.
Шуховские ажурные мосты, башни, перекрытия, конструкции на заклепках разбросаны по всей России. Он много и плодотворно работал с Нобелями. Он — разработчик конструкций паровых котлов, артиллерийских систем, поворотных сцен театров, а также маяков, мачт, опор линий электропередач.
Одна из таких опор и стоит в нашем городе на углу улиц Ломоносова и Крестовой. Сохраним ли мы ее для потомства?