«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери жесток, потому что правдив. Антон Неробов жесток, потому что провоцирует нас посмотреть этой правде в глаза, преподнося простую, но глубокую философию под видом новогодней сказки. А там нас ждет такая ловушка! О технических новшествах, бюджете спектакля и его актерах еще напишут коллеги. Мне же хочется предостеречь эгоистичных взрослых. Текст, бьющий точно в цель, заставляющий заглянуть в себя, вынуждающий думать, жесток. Все ли готовы слушать о себе то, с чем сложно спорить, но трудно принять?
«Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», — и тогда они восклицают: «Какая красота!» Экзюпери точен и жесток. Потому что правдив. Мы привыкли покупать. Неважно что: вещи, статус, отношения. Часто мы дарим не подарок, а его ценник. Ответ на вопрос: идет нам обновка или нет — напрямую зависит от того, где и за сколько мы ее приобрели. Качество услуг в нашем сознании равно их стоимости. Если дорого, значит, априори хорошо. Взрослые любят цифры.
«Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват». Задумаемся хотя бы на мгновение, с каким остервенением мы перекладываем на чужие плечи ответственность за собственные неудачи. Как обрушиваем цунами обвинений в ответ на малейший укор. Как невыносима мысль о собственной неправоте. Виноват кто угодно, только не мы, даже если вымазались по уши. Взрослые любят позы.
«Он не знал, что короли смотрят на мир очень упрощенно: для них все люди – подданные». О, мы неутолимы в нашей потребительской сущности. Мы с удовольствием подменяем понятия. Для нас власть – это способ самоутверждения, а не возможность талантливо управлять ради общего блага. Что мы без королевства? Обычные «человеки» с головными болями и запорами. Мы высокомерны, надменны и забывчивы. Вспомним себя в молодости, как мы были неуверенны и ранимы. Кто был с нами рядом? Кто любил нас, помогал и поддерживал? Тот, кого мы впоследствии променяли на внешнюю мишуру и престиж. Взрослые любят короны.
«Люди забыли эту истину, — сказал лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Мы жестоки к себе подобным. Мы забываем о тех, кто помнит о нас. Мы используем друзей, знакомых, коллег, а потом выкидываем их на обочину, как прошлогоднюю ботву. А еще мы любим играть. Зная о нежной привязанности кого-то к нам, мы забавляемся, то натягивая, то отпуская этот невидимый, но очень крепкий поводок. Удостоверившись, что жертва еще на крючке, мы самодовольно улыбаемся, подмигивая себе в зеркало: мол, ты еще ничего, еще в форме. Игра с живыми куклами — не это ли верх беспринципности и подлости? Взрослые любят безответственность.
А еще взрослые любят иллюзии, любят жалеть, драматизировать, и бесконечно любят себя. Но не за собственные достижения, а за чужие промахи. И при этом ненавидят все это признавать. Однако придется, если вы наберетесь смелости и сходите в театр. Возможно, Маленький принц заставит вас по-другому смотреть на звезды в новом году или хотя бы напомнит, что они вообще существуют… С переменами вас! С переменами в вас!