В прошлом году ОАО «НПО «Сатурн» сменило собственника. Частный пакет акций перешел в руки государства. А в августе 2009 года предприятие возглавил Илья Федоров, заместитель генерального директора УК «Объединенная двигателестроительная корпорация». Времена для предприятия были сложными, как и для всей промышленности в условиях кризиса. Банковские кредиты и растущие процентные ставки по ним, отсутствие оборотных средств, финансирования, как следствие — задержки в реализации важнейших программ и, в частности, сроков сертификации нового гражданского двигателя — к тому времени проблем собралось так много, что взяться за их решение мог далеко не каждый. По крайней мере, без существенных для Рыбинска и «Сатурна» потерь. Но прошло полгода, предприятие работает, объявленных ранее сокращений штата не случилось, испытания SaM 146 идут успешно, на сегодня двигатель в ходе испытаний наработал около 6000 часов, более 2700 из них в полете… И тем не менее накануне новогодних праздников вдруг появился настойчивый слух: Федоров уходит. Назывались даже фамилии преемников. С этого вопроса мы и начали наш разговор.
— Илья Николаевич, неужели решили бросить нашу провинцию? Говорят о вашем повышении…
— Разочарую: слухи о моем уходе, мягко говоря, преждевременны. «Сатурн» — не та компания, в которую приходят на полгода. Я давно работаю в промышленности, поверьте: директор в оборонке — это нудно и скучно. Далеко не каждый согласится. Ну, и главное — куда мне-то уходить? (Смеется). Я реалист, в 55 лет далее повышаться поздно. А если серьезно… Человек, который приходит ненадолго, не формирует команду. Их что, потом с собой забирать на другое место? Это же элементарные понятия порядочности. Я опытный руководитель, и каждый раз вижу одно и то же: в первый день назначают, во второй празднуют, в третий идут слухи, что снимают. К этому надо спокойно относиться. Но, если я однажды приму решение об уходе, я соберу коллектив, журналистов и заявлю об этом публично. И вы узнаете обо всем от меня, а не по слухам…
— Значит, вы можете не только подвести итоги работы НПО «Сатурн» в 2009 году, но и рассказать о планах на будущее.
— Объективно: предприятие работает стабильно. Основные задачи, поставленные государством на 2009 год, нами выполнены: это гособоронзаказ, ремонт двигателей, SaM146. Выручка составила 14 миллиардов рублей. Это больше, чем планировалось, но тянет кредиторская задолженность. Фактически прибыль должна быть около двух миллиардов, но она вся «съедена» процентами по кредитам – их под 3 млрд. рублей.
Мы выполнили все социальные городские программы, сократили и обновили команду управления — и этот процесс продолжится. Добились от государства 5,2 млрд. рублей как увеличение уставного капитала, получили еще 2,5 млрд. государственных гарантий по кредитам и 500 млн. рублей «чистых» денег для «Сатурна».
Из нереализованных планов самое главное – мы не выполнили то, что заявлялось ранее (я не разделяю себя с предыдущим руководством и его обещаниями), — не состоялась сертификация двигателя SaM 146 и, как следствие, – не начато его серийное производство. Эти работы – теперь важнейшая задача текущего года.
В 2010 году мы намерены на 20% увеличить объемы производства. Мы должны иметь 25 млрд. рублей годового оборота для того, чтобы жить нормально. А по-хорошему надо иметь 35-40 млрд., к этому надо стремиться. Конечно, сразу такие объемы не осилишь, ежегодно будем наращивать по 20-25%.
{image1}
Мы не собираемся сокращаться, в отличие от того, что говорилось ранее и не мной. Мы перераспределим людей, переучим их, будем переводить кадры на другую работу внутри предприятия в рамках реализации программы SaM146 и увеличения объемов работ «Сатурна – Газовые турбины». Единственное подразделение, которое будет сокращаться – это московская площадка, и то за счет управленцев, а не конструкторов.
— Она остается в структуре НПО?
— А как же. Она пока нужна идеологически и финансово. Там испытательная, научно-исследовательская, конструкторская базы, техническая документация военной тематики. Да, были планы московскую площадку продать, и я бы рекомендовал, но сейчас для этого не лучшее время. Для того чтобы вести разговор о продаже, нужно понять, когда и кому нужно купить. Мы знаем, какова была ее стоимость в пиковый период, и дешевле продавать не собираемся. За это время определим, насколько площадка идеологически нужна «Сатурну» в рамках Объединенной двигателестроительной корпорации. Но пока все остается по-прежнему: разговоры о продаже были, сейчас они прекращены, и жестких движений в этом направлении не предвидится.
— В конце прошлого года должен был состояться конкурс на разработку двигателя следующего поколения для самолета ПАК ФА…
— Он не состоялся, сроки проведения перенесены на первый квартал этого года. НПО в нем будет участвовать, заранее уверен, что это будет совместная работа в рамках ОДК. ОДК будет координатором. Но в том, что основная роль будет отведена КБ «Сатурн», не сомневаюсь. Буквально на днях, 20 января, в подмосковном Жуковском успешно прошел первый полет двигателя – прототипа пятого поколения с принципиально новой системой автоматического управления и других характеристик в составе летающей лаборатории. Это историческое событие! Проведем необходимый объем испытаний на Су-27М, а затем будет получено заключение и на первый полет ПАК ФА с нашими двигателями. Так что проект развивается.
[BOX_FRONT][TEXT]
Главную задачу, которую ставит перед «Сатурном» государство при выпуске SaM 146, мы уже выполнили. Это, скорее, не финансовые прибыли, которые, безусловно, тоже будут, а решение стратегических задач создания нового двигателя, внедрения новых технологий, нового уровня подготовки кадров.
[/TEXT][/BOX_FRONT]
— Долгожданная сертификация SaM 146 перенесена на этот год.
— Вот об этом поговорим подробнее. Это дело скорее политическое, чем экономическое. Сертификацию мы завершим в мае 2010 года, надеюсь, успешно, к этому есть все основания. К марту завершим испытания, затем некоторое время потребуется на отчеты, в мае будет сертификация двигателя по нормам EASA, затем — МАК.
— Почему сначала EASA, а не российская сертификация?
— Нам нужен международный сертификат в первую очередь, основной рынок сбыта — 70% — в Европе. МАК идет параллельно, может, разница во времени составит около месяца. Сегодня прошло около 90 % всех испытаний. И мы не ждем никаких неожиданностей. В июне выкатим первый серийный двигатель, который будет устанавливаться на серийную машину. С ГСС подписан контракт на 12 двигателей в этом году, но мы намерены выпускать в два раза больше — по два SaM 146 в месяц. В 2011 году – около 30 двигателей, дальше — до 150 в год.
— В прошлом году руководство КБ «Сухой» резко отзывалось о срывах сроков сертификации SaM 146.
— Сейчас – не прошлый год, и никаких тяжелых отношений, как ранее, у нас с «Сухим» нет. Мы встречаемся по два раза в неделю и находим полное понимание. Наше молчание на резкие выпады «Сухого» осознанно и оправдано. Знаете, можно чуть-чуть качнуть «Сатурн» – он не упадет, а раскачивать «Сухой» – это ломать государство, такой бренд раскачивать нежелательно, это, как и «Газпром», — «национальное достояние».
— Окупаемость у программы SaM 146 предвидится?
— Конечно, в отдаленной перспективе. Французы говорят – минимум полторы тысячи двигателей – точка окупаемости. Я думаю, побольше. Но главную задачу, которую ставит перед «Сатурном» государство при выпуске SaM 146, мы уже выполнили. Это, скорее, не финансовые прибыли, которые, безусловно, тоже будут, а решение стратегических задач создания нового двигателя, внедрения новых технологий, нового уровня подготовки кадров.
Ближайшие финансовые перспективы НПО «Сатурн» – это наземное газотурбостроение, гособоронзаказ, экономически выгодные ремонты. Рентабельна в разумных пределах вся военная тематика. Впрочем, все программы у нас рентабельны! Просто есть сиюминутная выгода, а есть стратегия и идеология.
— Все-таки, наверное, самое простое в окупаемости — это наземная тематика.
— Проблемы «Сатурна» в развитии газотурбинного производства даже не в том, чтобы набрать заказы – они есть и будут, а в том, чтобы их исполнить. Мы достаточно ограничены в выпуске – мощности позволяют, организация работы пока хромает.
— Ну, вы же пересмотрели структуру управления, поменяли персонал.
— Да, «живая кровь» влилась и это будет продолжаться. Правда, много лишних слухов. Говорят, понаехали москвичи… А кто из Москвы-то пришел? Остались люди «Сатурна», просто раньше не они были в дирекции. Кто-то, конечно, ушел из-за возраста, кто- то — из-за изменившихся условий.
— «Сатурн» почувствовал кадровый удар?
— Конечно. Удар, чтобы быстрей шевелиться. «Сатурн» – серьезная организация с точки зрения кадров, развалить его трудно. Руководство «Сатурна» будет меньше заниматься деятельностью вне предприятия. Мы уже избавились от большинства непрофильных активов: «Демино», «Русская механика» уже не наша собственность. Зато мы приобрели пермский «Инкар»… Надо вести себя прагматично.
— Как эта прагматичность скажется на жизни Рыбинска?
— Мы будет вмонтировать «Сатурн» в город, а не противопоставлять, сегодня это стало возможным. «Сатурн» – градообразующее предприятие. Город живет, когда «Сатурн» дает зарплату. Так было раньше, и так будет всегда. Вокруг «Сатурна» мы и будем создавать инфраструктуру. Появятся спортивные, культурные центры, и будем исходить исключительно из того, что полезно предприятию. Нужно вкладывать деньги в детский спорт, в школы. Нужно заниматься благоустройством города – но вокруг «Сатурна». Общегородскими задачами должна заниматься администрация. В чем мы находим полное взаимопонимание с городскими властями.
— Однако и в этом году «Сатурн» является спонсором этапа Кубка мира в Демино.
— Мы будем помогать Демино и дальше, хотя бы потому, что там можно не только заниматься спортом, а отдыхать нашим сотрудникам семьями, гулять, кататься на лыжах, коньках, а не пить водку по подворотням. Еще будем помогать школам, которые в перспективе, пусть на 10 процентов, но обеспечат «Сатурну» будущие квалифицированные кадры.
К сожалению, сегодня уровень города ниже уровня «Сатурна». Это касается культуры, образования, общения. Наша общая цель – стереть границу, сделать так, чтобы человек, выходя за пределы предприятия, попадал не в разруху, а в современный цивилизованный город, в котором хочется не только жить, но работать, отдыхать, учиться. И это – тоже мои планы на будущее.