В кустах не прятаться, прокуроров не тормозить. Так вкратце можно прокомментировать основные изменения в регламенте работы дорожно-патрульной службы. Поправки вступили в силу 5 февраля и частично ограничили в возможностях сотрудников ГАИ.
Не успели утихнуть дебаты вокруг осенних нововведений, как автомобильный мир вновь то одобрительно, то возмущенно гудит клаксонами. Причиной беспрерывной головной боли сотрудников ГАИ стали изменения в регламенте по контролю над соблюдением требований в области безопасности дорожного движения. Итак, теперь прятаться в кустах гаишникам официально запрещено. Закон гласит: размещение автомобиля «должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения». Кроме того, в темное время суток и в условиях ограниченной видимости «сотрудник должен нести службу на освещенных участках дороги, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение». Еще один важный момент: если стражи порядка патрулируют местность на автомобиле без опознавательных знаков, то остановить вас они не могут. Другими словами, если люди в форме машут вам из какой-нибудь вишневой «девятки», вы имеете полное право их игнорировать. Также работникам ГАИ нельзя прятать истинное лицо своих машин. В законе прописано: «действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются». Это не касается тех случаев, когда поднятая крышка багажника обусловлена техническими средствами, которые предназначены для фиксации нарушений. Приборы при этом должны работать в автоматическом режиме.
Но это вовсе не значит, что гаишники обязаны полностью «выйти из сумерек». Скрытое патрулирование разрешено, если контроль ведется с использованием средств фото-, видеофиксации. В этом случае бело-голубые авто могут размещаться в местах «с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». То есть внезапный пост за поворотом — в рамках закона. Эта норма и породила коллективное недовольство автолюбителей. Эксперты убеждены: скрытое наблюдение не имеет ничего общего с безопасностью. Давить на тормоз заставляет стоящая в зоне видимости машина ГАИ, а не внезапная засада в кустах. Кроме того, сотрудник, появившийся «откуда ни возьмись», больше провоцирует нарушение, чем предупреждает его. Но самая главная причина народного гнева – это законодательно закрепленная бесправность автоинспекции перед определенными должностными лицами. В касту «абсолютно неприкасаемых» вошли работники прокуратуры, судьи и следователи СКП. Все, что может сделать постовой, это подать рапорт о выявленном нарушении вышестоящему начальству. Тот, в свою очередь, должен передать бумагу «куда надо». Если прокурорский работник за рулем явно навеселе, сотрудник ГАИ должен принять меры по предотвращению дальнейшего движения VIP-водителя. Автоэксперты выражают мнение, что это — точка в споре между надзорными и правоохранительными органами.
В рыбинской Госавтоинспекции прокомментировать поправки не смогли, так как до сих пор не получили официальных бумаг. Начальник ГИБДД г. Рыбинска и Рыбинского района Андрей Пушкин пояснил: сотрудники его ведомства будут безоговорочно выполнять распоряжения вышестоящего руководства. Словом, приказы не обсуждают.
Городские автовладельцы выражают по этому поводу большие сомнения. Коллективный опрос знакомых водителей показал, что в народной массе поправки воспринимают как фикцию, послабления для своих. Скрытое наблюдение разрешено, а значит, ничего не меняется.