Наши предки-рыбинцы очень серьезно относились ко всякого рода письмам и надписям, документированию событий своей жизни, выделяя в ней значимые вехи. Особенно поражают заботой об участи души после смерти и о судьбе близких поминальные надписи на иконах. Одно из таких посланий потомкам можно прочесть на обратной стороне иконы с выставки «Иконы с надписями, подписями и датами», открытой в Рыбинском музее. Некий рыбинский мещанин Василий Титов в 1843 году «июля 27 дня» решил оставить свое духовное завещание в пространном тексте, написанном на доске чернилами, теперь уже заметно выцветшими и местами едва различимыми. «Образ Господа Саваофа по смерть мою завещаю, где мое грешное тело погребено будет, тут и образ сей поставить…»
Автор надписи сообщает свое имя, фамилию, мирское сословие – мещанин и (большая удача для исследователя) дату написания иконы: 1823 год. Этот потрясающий документ эпохи, таящий в себе историю жизни иконы и владельца. Икона поступила в Рыбинский музей в 1925 году из Югского Дорофеева монастыря и увенчала в свое время могилу Василия Титова. Дело в том, что после революции в Молчанской церкви Югского монастыря был устроен склад для икон, куда были свезены образы со всей округи, в том числе и кладбищенские.
Чем был примечателен до поступления в монастырь Василий Титов, мы уже не узнаем. Известно, что архивы хранят «Пофамильный список мещан города Рыбинска», в котором Титовых значится немало. Надпись же при всей своей подробности вызывает все же больше вопросов, чем дает ответов.
Главное, что остается неразгаданным – это проблема авторства. Чаще всего профессиональные мастера именовали себя в подписях иконописцами или изографами. Здесь такого наименования нет. Стиль изложения и допущенные в надписи ошибки вскрывают несоответствие между академической школой письма иконы и невысоким уровнем образования автора надписи. Василий Титов, скорее всего, заказал икону у хорошего художника. А вот обновить образ в 1843 году Титов мог и сам, закрепив холст на доске и оформив бумажной фольгой поля и фон, придав ему привычный вид иконы. Кстати, в ходе реставрации Е.А.Расторгуевой покоробившийся старый холст был отделен от деревянной основы-доски, сдублирован на новый холст и натянут на подрамник. Это позволяет теперь видеть одновременно и изображение, и тыльную сторону с текстом.
…В собрании Рыбинского музея из 500 икон 50 имеют надписи, что для провинциального собрания необычайно много. Большинство этих икон можно видеть сейчас на выставке и испытать удивительное чувство сокращения исторического расстояния, отделяющего нас от авторов и первых владельцев этих икон. Надписи дополняют силу воздействия на нас святых образов. За строками надписей встают личные драмы, упоминания о болезнях и чудесах исцелений, свидетельства благочестия, трудов и подвигов, самые важные жизненные события – венчание, рождение детей, принятие пострига, живая вера жителей рыбинской земли, воплощенная в красках икон и словах текстов.