Начнем с того, что Тиль Уленшпигель — это не название фолк-группы, известной в конце 90-х, хотя музыки будет много. Это не тот Тиль — паяц и плут, про которого сочиняли анекдоты средневековые немцы и фламандцы, хотя юмора предполагается в достатке. И не тот, описанный Шарлем де Костером как символ народного сопротивления, хотя борьба предстанет явная и конкретная. Тиль Григория Горина — это синтез образов, соединенных драматургическим талантом. Героя, оживленного режиссером Денисом Кожевниковым, рыбинская публика и увидит в мартовской премьере театра.
Герой и герой произведения – понятия разные. Не все свершители высоких подвигов имеют имена. Взять, например, Неизвестного Солдата. Ясно, что образ собирательный, что в основе лежат само-отверженные поступки тысяч людей, независимо от их возраста и пола. Герой пьесы Горина имя хоть и имеет, но также является воплощением коллективного духа, символом общественных мыслей и действий, поэтому выходит за рамки персонажа. Тиль Уленшпигель – герой. Не только своего времени. Потребность в образцах не зависит от эпохи. Людям нужны ориентиры. А впрочем… Нужны ли? Есть ли в современном обществе необходимость в эталонах? Поиск собственного мнения режиссер оставляет за зрителем, говоря, что он не сторонник дидактизма.
Работа над спектаклем началась сразу после новогодних каникул. Срок для столь масштабной постановки крайне мал. Пьеса в жанре площадной комедии предполагает обилие танцев и песен. Примечательно, что для этого спектакля специально пишется музыка, а песни прозвучат на стихи любимицы рыбинских театралов Марии Сельчихиной. Она же сыграет главную женскую роль — невесту Уленшпигеля Неле. В Тиля перевоплотится Павел Иванов, в Иуду-Рыбника — Владимир Калюкин. Алла Смоленкова на несколько часов станет матерью главного героя. А вот отца пришлось искать на стороне. Среди рыбинских актеров подходящей кандидатуры режиссер не увидел. На роль угольщика Клааса приглашен народный артист России ярославец Виталий Стужев.
— Рыбинская труппа обладает огромным потенциалом. Главная ее особенность и
выгода – большое количество молодежи. А вот в среднем и старшем возрастах есть пробелы, — считает режиссер Денис Кожевников, уже известный горожанам по нашумевшему спектаклю «Стеклянный зверинец». – По моему мнению, проблема комплектации актерского состава присуща всем театрам. После того как государство перестало заботиться, в хорошем смысле слова, о поддержке театров, учреждения лишились возможности «селекционироваться», собирать труппу. И в данном случае я не смог найти актера с нужным мне амплуа, пусть я и не люблю это слово.
Списку ролей Виталия Стужева может позавидовать каждый лицедей. Впервые он появился перед зрителями, когда был еще младенцем, которого, собственно, и «сыграл». Так что участие приглашенного актера, несомненно, будет любопытно зрителям и полезно артистам. Комедия по ходу действия приобретает приставку «траги». Любовь в ней соседствует с предательством, нежность с жестокостью, смысл жизни с бессмыслицей. Премьера спектакля состоится 5, 6 и 7 марта. Сразу после Тиля Уленшпигеля режиссер Денис Кожевников примется за повесть Кондратьева «Сашка». История поколения, прошедшего войну, продолжит героический эпос на рыбинской сцене.