Сегодня фильмы чаще смотрят дома, их бы просто не снимали, не будь изобретения братьев Люмьер, запатентованного 115 лет назад, в феврале 1895-го. Голливуду же исполняется нынче ровно 100. Наконец, в нашем городе сезон 2009-2010 года ознаменован 40-летием киноклуба «Современник», что стало поводом для выставки «Рыбинск и кино» в городском музее-заповеднике.
Курган киношной техники
Экспозиции разместилась в зале, который раньше считался купеческим. Большинство выставочных экспонатов отодвинули к стенам, а ближе к центру сложили нечто наподобие холма. Здесь примостились образцы кино- и фототехники. И хотя там нет люмьеровского аппарата, зато имеются его предшественники и «потомки».
В числе последних – кинокамеры, кинопроекторы, архаичные фотоаппараты с «гармошкой». А самый ранний прообраз фотопроекции – камера-обскура: фанерная коробка с отверстием в передней стенке.
Ближайший «предок» кинопроектора – кинетоскоп. Если покрутить рукоятку и заглянуть в «иллюминатор», можно увидеть движущуюся картинку. Другой эффект воссоздаёт стереоскоп, представляющий собой коробчатую полумаску с двумя застеклёнными окошками, через которые каждый глаз видит один из парных снимков, так что в сумме складывается объёмное изображение. Здесь выставлена самая известная модель, изготовленная в 1900 г. в Нью-Йорке.
Наши кадры
Рыбинцы использовали все эти приборы, открывали первые «иллюзионы». Однако те, кому предстояло делать кино, должны были прежде покинуть родные пенаты. Раньше и дальше других уехал приказчик Х. Шенкер с семьёй, обосновавшись в Америке в 1893 г. Двое из семи его детей, Джо (Иосиф) и Николас Шенки, стали пионерами Голливуда, основав самые крупные кинокомпании. Другой паре братьев – прославленным российским режиссёрам Никите и Андрею из рода Михалковых – достался соседний простенок. Здесь они «ютятся» вместе с отцом-поэтом, связанным с кино как сценарист и редактор «Фитиля», матерью, Натальей Кончаловской, и актрисой Натальей Аринбасаровой, бывшей женой Андрея.
Единственным из видных мастеров кино, кто сам родился в Рыбинске, был Станислав Ростоцкий. В годовалом возрасте родители увезли его в Нижний, потом в Москву.
Уходящая натура
С другой стороны притулился Остап Бендер, восседающий на старинном стуле «а-ля мастер Гамбс». Эта персона в масштабе 1:2 – плод усилий десятка людей, от кукольницы до портнихи. Его фанерный двойник стоит на фоне «Креста» – перекрёстка Стоялой с Крестовой, воспроизведённого со старинной открытки на крупноформатном баннере. Действительно, комедия Л.Гайдая «Двенадцать стульев» (1971 г.) – самая знаменитая картина из всех, снимавшихся на рыбинской натуре.
Годом раньше на вокзале с тогда ещё крытым перроном В.Азаров снимал финал «Поезда в завтрашний день», фильма о переезде советского правительства из Петрограда в Москву, который запретили сразу после завершения. Впервые же наши места появились на экране в «Великом гражданине» Фридриха Эрмлера (1937-39) – то были хроникальные кадры Волгостроя, вписанные в игровой сюжет.
Но настоящий кинобум наступил у нас на рубеже 1990-х, когда почти одновременно здесь работали съёмочные группы С.Проскуриной («Случайный вальс»), А. Добровольского («Присутствие»), Н.Тягунова («Нога», по мотивам Фолкнера) и М.Хуциева, который по собственному сценарию снимал и переснимал «Бесконечность» в течение трёх летних сезонов. Увы, большинство из отснятых тогда объектов сейчас остались лишь на плёнке либо доживают последние дни. Наконец, уже в новом столетии в Рыбинске проходили съёмки начальных эпизодов платоновского рассказа «Возвращение», экранизированного И.Солововым под названием «Отец», отдельных кадров «Бумера-2» и целиком – комедии Али Хамраева «Артисты» (2007). Снимки рабочих моментов и кадры из фильмов, созданных за эти два десятилетия, собраны тоже на небольшом межоконном планшете.
«Связанные одной целью»
Подлинное зрительское братство в Рыбинске сложилось с появлением киноклуба. Мне просто хотелось, чтобы как можно больше людей смотрели хорошие фильмы. Клубная аудитория росла, и за первое десятилетие мы пересмотрели всё, что было интересного в местном прокате, и начали приглашать кинематографистов.
Жизнь клуба от начала до сегодня на выставке втиснута в один-единственный крайний простенок. Тут заполненные зрителями залы, выступления на сцене и встречи за круглым столом, викторины и дискуссии… Выходя за грань экрана, киноклуб собирал у себя разные жанры и начинания. Были поездки на «Ленфильм» и в Госфильмофонд, на семинары в Пущино и Тбилиси… Включившись в киноклубное движение, мы стали завсегдатаями Московских фестивалей, где общались с лидерами мирового кино – вплоть до самого Феллини! Сверяясь по спискам, на фотографиях можно узнать Норштейна, Сокурова, Муратову, Адабашьяна, только что ушедшего Мотыля и так называемых «земляков-потомков» – Райкина, Стеблова, Соловьёва, Авербаха. Рядом — Иоселиани и Тарковский с его питомцами Кайдановским, Бурляевым и Н.Бондарчук.
Бег времени
Тяга к большому экрану и личному общению с творцами существует и сегодня. В прошлом сезоне она воплотилась в авторский фестиваль К. Занусси, во встречах с режиссёром Хлебниковым, президентом Гильдии кинокритиков Матизеном, поэтом и сценаристом Арабовым. А сколько ещё – при самой высокой степени «сжатия» экспозиции – осталось за её пределами! Неужели всё это канет в вечность? Думаю, что нынешняя киновыставка, трижды юбилейная, продемонстрировала массу нереализованных возможностей, что тем более подтверждает необходимость создания в Рыбинске настоящего профессионального музея кино.