Так сформулировал нынешний этап развития предприятия его управляющий директор Илья Федоров на официальной церемонии открытия нового Учебного центра, где будут готовиться высококвалифицированные специалисты механообрабатывающих профессий не только для «Сатурна», но и для всей «Объединенной двигателестроительной корпорации».
В пятидесятые–шестидесятые годы прошлого столетия серийный авиадвигатель АЛ-7Ф, разработанный в КБ Архипа Люльки, создал производственный фундамент Рыбинского моторостроительного завода, а на средства из «социальной строки», которая в то время прописывалась в социально-экономических показателях предприятия, были построены первые «хрущевки».
{image1}
Целая эпоха в судьбе Рыбинского производственного объединения моторостроения началась в семидесятые–восьмидесятые годы, когда на проектные объемы вышла гамма двигателей конструктора Павла Соловьева Д-30КУ/КП. Промышленной площадке РПОМ стало тесно в рамках прежнего периметра, выросли новые корпуса, оснащенные самыми прогрессивными по тем временам машинообрабатывающими центрами, станками с числовым программным управлением, предприятие прогремело на всю страну как инициатор внедрения научной организации труда. Численность коллектива перешагнула далеко за 20 тысяч человек.
Именно в то время и сформировался нынешний облик Рыбинска. Объединение моторостроения под руководством «отца города» Павла Федоровича Дерунова помогло десяткам тысяч семей рыбинцев переселиться из послевоенных коммуналок и частных лачуг в многоэтажные кирпичные и крупнопанельные дома, которые параллельно с социальной инфраструктурой один за другим вырастали в центре города, на Скомороховой горе, а также в других микрорайонах.
{image2}
В начале девяностых годов «Рыбинские моторы» начали входить в «штопор». Перестроечная экономика привела к тому, что на внутренних магистралях в разы упали объемы авиаперевозок и пропорционально с ними сократилась востребованность авиационной техники. Кроме того, отечественный авиапром стал терять европейский рынок, который с российских Ил-62М и Ту-154М стремительно переориентировался на зарубежные машины и одновременно выставил нашим двигателям жесткие требования по экономическим, экологическим и другим параметрам. В результате серийный завод превратился, по сути, в ремонтную базу авиадвигателей.
Генеральный директор Юрий Ласточкин, возглавив предприятие, сумел консолидировать науку и производство, создать на базе «Рыбинских моторов» современное научно-производственное объединение «Сатурн» и доказать на правительственном уровне, что именно наш завод способен реализовать государственную программу по созданию двигателя SaM146 для нового российского регионального самолета SSJ100.
Проектные работы начались в 2002 году. И одновременно на предприятии стартовала комплексная программа по модернизации производства и станочного парка, внедрению новых технологий, разработке и изготовлению оснастки. В июле 2006 года прошли испытания газогенератора, собран первый опытный образец, который успешно выдержал испытания как на открытом стенде в Полуево, так и на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. А 19 мая 2008 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет самолета SSJ100 с двигателями SaM146, и в летном режиме был подтвержден уровень соответствия эксплуатационных характеристик.
По словам управляющего директора ОАО «НПО «Сатурн» Ильи Федорова, сейчас программа рождения совместного с французской фирмой «Снекма» гражданского двигателя пятого поколения выходит на финишную прямую:
— К концу апреля завершим все испытания опытных образцов, — заявил руководитель предприятия. – В мае предстоит выдержать выпускной экзамен на «аттестат зрелости»: пройти сертификацию изделия. Затем в течение месяца запустим систему послепродажного обслуживания и начнем серийные поставки SaM146. Первый сертифицированный двигатель как абсолютно установившаяся конструкция уйдет заказчику в июне. На второе полугодие 2010 года заложено около 12 коммерческих двигателей для SSJ100. А в 2011 году планируется поставить на крыло уже более 30 изделий, состыкованных на стапелях ОАО «НПО «Сатурн», из мажорных модулей: газогенераторы по четко скоординированному графику поставит французская фирма «Снекма», а холодную часть изготовит наше предприятие.
{image3}
Как отметил Илья Федоров, за последние четыре года, в основном на заемные средства приобретено и запущено в эксплуатацию более 350 образцов металлообрабатывающего оборудования. Порядка 20 процентов кредитной нагрузки за последние восемь месяцев удалось снять. Оставшийся долг сейчас реструктуризируется, разрабатывается принципиально новая финансовая модель, позволяющая перевести кредиты в менее обременительные для ОАО «НПО «Сатурн» и пролонгированные по срокам долговые обязательства.
— Сегодняшний потенциал предприятия, — сказал управляющий директор, — вполне достаточен для ежегодного выпуска 30 двигателей SaM146. При этом поставлена задача: довести ежегодный объем до 150 изделий. Для этого вновь требуются инвестиции: на приобретение дополнительного оборудования, ремонт производственных корпусов, расширение участка сборки. Согласно государственной программе финансирования первые 3 миллиарда рублей поступят не ранее июня-июля. Для того чтобы не терять времени, мы приняли решение взять кредит в банке «ВТБ-24», и сейчас ищем более приемлемую для нас форму: либо через увеличение уставного капитала, либо под государственные гарантии.
По мнению специалистов ОАО «НПО «Сатурн» и «Снекмы», которые слаженно работают на сборочном участке, совместный двигатель SaM146 на наземных и летных испытаниях выдает тяговые диапазоны, топливную экономичность, уровень эмиссии, уровень эксплуатационной комфортности и другие характеристики, которые позволят ему конкурировать с серийными образцами мировых лидеров авиационного моторостроения.
{image4}
На первоначальных этапах создания, освоения, сертификации и начала серийного производства этот двигатель сориентирован и адаптирован под конкретный борт – самолет SSJ100. Однако в перспективе не исключено использование SaM146 и на других машинах.
— Любой вариант роста объемов производства и спектра применения серийной продукции ОАО «НПО «Сатурн», — особо подчеркнул управляющий директор предприятия Илья Федоров, — экономически и политически привлекателен, если он не отвлекает от основной задачи.
К основным задачам развития предприятия относится и подготовка специалистов высокой квалификации. С этой целью в феврале 2008 года на ОАО «НПО «Сатурн» было принято решение о строительстве нового современного Учебного центра по обучению техническому обслуживанию двигателя SaM146, созданного в рамках российско-французской программы, для нового российского регионального самолета SSJ100.
На церемонии открытия этого Центра, которая состоялась 11 марта 2010 года, символическую красную ленточку перерезали губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, глава города Рыбинска Юрий Ласточкин, генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрей Реус, управляющий директор ОАО «НПО «Сатурн» — заместитель генерального директора УК «Объединенная двигателестроительная корпорация» Илья Федоров, генеральный менеджер — глава филиала компании «Суперджет Интернешнл» Дмитрий Миргородский, заместитель управляющего директора – директор программы SaM146 ОАО «НПО «Сатурн» Юрий Басюк.
{image5}
Управляющий директор Илья Федоров отметил, что учебная база нового центра позволит качественнее и значительно дешевле готовить специалистов высочайшего уровня не только для ОАО «НПО «Сатурн», но и для других предприятий города, а также для всей «Объединенной двигателестроительной корпорации» в целом.
Руководителя «НПО «Сатурн» поддержал и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков:
— Этот учебный центр уникален и в масштабах всего нашего региона. Он продолжает традиции рыбинского моторостроительного завода, который всегда уделял самое пристальное внимание подготовке инженерно-технических и рабочих кадров – представителей металлообрабатывающих профессий, которые были востребованы на всех предприятиях города и области.
Глава Рыбинска Юрий Ласточкин связал кардинальный этап реконструкции и технического перевооружения завода по освоению нового серийного двигателя SaM146 и созданию специализированного Учебного центра с развитием инфраструктуры и социально-экономического статуса города:
— В скором времени гармонично изменится и облик улицы Димитрова, где расположен новый Учебный центр предприятия. Она будет расширена, освещена, продолжена до улицы Фурманова, откроет перспективу до дворца культуры и станет одной из основных транспортных и пешеходных магистралей центра Рыбинска. Во-вторых, на этой учебной базе смогут усовершенствовать свою профессию и получить новые специальности тысячи горожан. А это в условиях кризиса особенно важно.
Качественно новый подход к подготовке специалистов подтверждает то, что в Учебном центре ОАО «НПО «Сатурн» теория неотделима от конкретного производства двигателя SaM146. Изделие, которое уже в нынешнем году станет серийным, представлено здесь на сборочном стапеле в реальном образце, что позволяет наглядно изучать его конструкцию, проводить диагностику с помощью приборов, используемых непосредственно на производстве и в эксплуатирующих организациях.
{image6}
На производственном участке, который по внутреннему облику и технологическому содержанию неотличим от механообрабатывающего цеха ОАО «НПО «Сатурн», есть все необходимое для практического освоения более чем трех десятков наиболее востребованных рабочих профессий: оператор станков с ЧПУ, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, наладчик программного оборудования… В качестве учебных по реальным технологиям будут изготавливаться точные копии серийных деталей, а их размеры и другие параметры станут контролироваться с помощью точнейшего измерительного оборудования и оснастки.
Система Учебного центра ОАО «НПО «Сатурн», помимо подготовки и повышения квалификации производственных рабочих, а также инженерно-технического персонала предприятий «ОДК», включает в себя целый комплекс направлений. Это профессиональная ориентация школьников, углубленная практическая специализация на современном оборудовании учащихся профессионально-технических училищ и лицеев, производственная практика с присвоением разряда по рабочей профессии для студентов вузов.
…Все это направлено на то, чтобы, включив в производство главный ресурс, а именно – профессионализм на каждом из участков большой работы, создать на базе традиционных высоких технологий авиационного моторостроения действительно «новый завод», как точно обозначил перспективу ОАО «НПО «Сатурн» его управляющий директор Илья Федоров. Новый завод, способный серийно производить и в соответствии с требованиями времени модернизировать конкурентоспособный двигатель SaM146. Новый завод, который продолжит традиции градообразующего предприятия и придаст импульс развитию всего Рыбинска.