Предполагал ли ты, Виктор, чем обернется твое новое понятие для нашей дикой страны, когда написал в своей книге «Generation П» неведомые нам ранее слова «черный пиар»? Думал ли ты, политтехнолог Кошмаров, сколько у тебя будет поклонников, применяя грязный инструментарий на выборах в законодательное собрание Петербурга? На что рассчитывали вы, рыбинские кандидаты, взяв на вооружение все и сразу? Мы, конечно, провинциалы-невежды, но наша ли серость – причина ваших колоссальных расходов на жадных и, как оказалось, ленивых пиарщиков?
ОБЩАЯ МИШЕНЬ
Выборы-2010 «прокошмарили» население по полной программе. Такого расцвета «черного пиара» Рыбинск еще не видел. Из Пролетарской избирательной комиссии на вопрос, много ли поступило жалоб от кандидатов на грязные технологии, последовал лаконичный ответ: «Тьма». Для обращений подобного рода была заведена отдельная папка, которая очень скоро заполнилась любопытным содержанием. Попытки классифицировать методы работы местных и гастролирующих пиар-мастеров вылились в целый список черных делишек. Примечательно, что в этот раз под раздачу политических фекалий попали как оппозиционеры, так и представители партии власти. Правда, возмущались, пили корвалол и, поговаривают, даже плакали от обиды одинаково и те, и другие.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ НАБОР
Инструментарию черных политтехнологов позавидует любая операционная. Способов поранить, а то и удалить репутацию, — масса. Пиарщики могут быть подпольными повитухами: режут по живому топорно и примитивно. А могут быть квалифицированными лекарями: грамотно выписывают рецепт, учитывая историю болезни и особенности пациента. Вот только лекарство подменяют, назначая яд под видом касторки. Показательный пример – подделка агитации.
Под видом «белой» листовки в одном из округов выпустили черную. В брошюре полная имитация официального обращения кандидата. Вот только то, что он говорит с бумажного листа абсолютно не соответствует действительности. Если там написана не откровенная ерунда, типа лозунгов о свободе негров в Антарктиде, то даже образованный человек не сразу сможет распознать подделку. В ответ на такой ход можно выпустить аналог, если мастерства хватит, или поставить под удар имущество. Вопрос – свое или конкурента – пусть останется открытым.
Черные газеты – еще один скальпель в грязных руках пиара. В период выборов в Рыбинске появилось еще одно издание, концепция которого разрабатывалась, видимо, по прин-ципу «от каждого по строчке». Синтезированная «черная газета» позаимствовала у рыбинского Интернет-ресурса название, а у нас выходные данные и фамилию редактора. В этой связи невольно позавидуешь телевизионщикам, с ними такой номер не пройдет или будет стоить бешенных денег. Вообще, Мариевка стала лидером по количеству подпольных операций.
Кроме черных, существуют «серые газеты». В них смогли завернуть рыбу жители сразу нескольких округов. Вывод о столь заурядной кончине тиража напрашивается при анализе его эффективности. «Ярославский политолог» — официально зарегистрированное СМИ, но выходить предпочитает исключительно во время выборов. В этом году главными героями «разоблачающих» статей стали кандидаты «Единой России». Партийцы к такому вниманию не привыкли, и вряд ли захотят оформить подписку.
Технические кандидаты на сей раз были у каждого уважающего себя реального кандидата. Иногда по две штуки. Вовсе не смелым будет предположение о том, что на этих выборах треть от общего количества зарегистрированных соискателей на место в Совете являлись пешками в чужой игре. В одном округе подставной кандидат не утруждал себя рассказами о собственных планах и положительных качествах, зато с упоением вещал о недостатках другого кандидата. Кстати, его газета была заверена избиркомом, несмотря на откровенную агитацию против конкурента, что вообще-то запрещено законом. Справедливости ради стоит отметить, что не всем «технарям» удалось блеснуть в угоду «батьки». В некоторых округах они так и остались никем не замеченными, не прочитанными, но наверняка оцененными по индивидуальному прайсу.
Подделки квитанций об оплате услуг направлены в основном против работников сферы ЖКХ. От правил в этом году, как и в 2006-м, не отступили. Жители округа получили бланки вместе с предложением купить снег зимой. Вернее, оплатить его уборку. Мол, бедные коммунальщики изрядно потратились на обильные осадки, да так, что денег на выборы не осталось. Люди добрые, помогите собрать избирательный фонд, скиньтесь всем миром по 500 рублей, и будет всем счастье. Находчивые политтехнологи даже счет открыли, одной цифрой отличающийся от счета кандидата. И ведь нашлись добряки! В избиркоме сообщили, что звонили люди и интересовались, как они могут подлатать прохудившийся карман своего фаворита. Но в целом здравый смысл победил, и избиратели не поддались на провокацию, поддержав голосом «сирого и убогого».
Без ставшего уже классическим подкупа избирателей тоже не обошлось. Кто-то дарил конфеты, кто-то банки меда, а кто-то обеспечивал незаконную бесплатную доставку к урнам для голосования. В отдаленном районе маршрутка со специально заказанной табличкой «На выборы» совершенно случайно попала в аварию. Благо, никто серьезно не пострадал, но в стечение обстоятельств верится с трудом, хотя фактов, говорящих о спланированном маневре, разумеется, нет. Значит, пусть это будет «волей случая», но в следующий раз избирателям безопаснее и дешевле встанет оплаченный проезд.
Еще один инструмент, теперь уже мега-грязных технологий, с неблагозвучным названием «Тухлятина» появился в Рыбинске впервые. Все в той же многострадальной Мариевке не знающие моральных рамок пиарщики запустили информацию о том, что одного из кандидатов поддерживают гомосексуалисты и лесбиянки. Видимо, в качестве доказательств к сообщению приложили презерватив. С какой целью, сказать сложно. Если распространители радели за генофонд, то нежелательная беременность сексуальным меньшинствам не грозит априори, женщинам, предпочитающим однополые отношения, изделие №2 не на что надеть в принципе. А если имелось в виду, что средство контрацепции защитит рыбинцев от венерических заболеваний, то тогда не мешало бы включить в комплект одноразовые шприцы, а группу поддержки дополнить наркоманами и медиками. Ну, а если хотели эмоционально возмутить горожан, то, скорее, повеселили. Обратный эффект получила и попытка разжечь межконфессиональный конфликт. В одном из округов распространили листовку, в которой говорится, что кандидат с кавказскими корнями выступает против уроков православия в школах, а оборот «его» агитки украшал мусульманский календарь. На предприятии, где работает кандидат, подобный шаг был воспринят как команда «Наших бьют!», что в итоге сказалось и на явке, и на волеизъявлении.
БАРАНЫ ПРОТИВ
Вот основной джентльменский набор политтехнологов. Немаловажно помнить, что черный пиар дороже белого. Подпольная печать листовок, их ночное распространение и выемка оплачиваются по двойному, а то и тройному тарифу. Выводов напрашивается несколько. Во-первых, избирателей считают полными кретинами, раз используют совершенно абсурдные методы борьбы. Мы, конечно, люди ведомые, дикие, но, кажется, прошли те времена, когда безоговорочно верили печатному слову, стройными рядами ходили в финансовые пирамиды и надевали на себя китайский ширпотреб только потому, что там дешевыми стразами было выведено D&G. Не слишком ли наивно считать нас безмозглым стадом? Возможно, итоги выборов, когда очевиден провал черного пиара, заставят маэстро мусорных баков посмотреть на электорат по-другому. Во-вторых, на рынке политтехнологий наблюдается острая нехватка профессиональных кадров. Доморощенные пиарщики сработали неэффективно, специалисты приехали поздно. Не пора ли задуматься о будущем и уже сейчас начинать растить квалифицированных наемников. В-третьих, считать нули в суммах, выкинутых на политические технологии, нужно в тишине и с калькулятором, а можно для наглядности перевести их в непостроенные детские площадки и разбитые дороги. В-четвертых, жаждущие власти до сих пор не могут понять:
Не стоит покупать себе имя, нужно его зарабатывать.