Домой История Прошел огонь, воду и медные трубы

Прошел огонь, воду и медные трубы

0

От орденов и медалей на кителе Александра Ивановича Белова слепит глаза. Так отмечен его ратный труд и беспокойная работа в правоохранительных органах после войны. Вспоминая фронтовую молодость, ветеран ВОВ расправляет плечи, сбрасывая с них груз прожитых лет, и в глазах у него появляется тот же блеск, который удалось запечатлеть фотографу, сделавшему снимок летом 1945 года.

ИХ ЖДАЛ ОГОНЬ СМЕРТЕЛЬНЫЙ

Родом он из деревни Колосово Павловского сельсовета, что под Рыбинском. Его призвали в армию зимой 1942 года, когда ему было семнадцать лет с небольшим. Уходили за один раз из деревенской округи пятеро парней-одногодков. Остались в живых двое…

— Попали мы в Кировскую область в запасной полк. Направили нас в одну часть, в один учебный батальон, в одну роту. А вот взводы у нас были разные – в зависимости от роста. 52-миллиметровые минометы обслуживали ребята пониже ростом, 82-миллиметровые – ребята повыше, а я был ростом 170 сантиметров и попал во взвод 120-миллиметровых минометов. Вообще-то, на войне любой рост годился, -рассказывает ветеран.

На исходе лета 43-го полк по тревоге ушел на Курскую дугу, оставив Александра Белова и еще человек двадцать работать на сенокосе. Затем за ними приехали представители от десантных войск. Белов успешно прошел комиссию. Полгода он отрабатывал прыжки, осваивал новую технику под Дмитровым. На фронт попал в июне 1944 года. Как раз к тому времени сформировалась 98-я воздушно-десантная дивизия, которую в полном составе перебросили на Карельский фронт.

БЕЛЫЕ НОЧИ ДА ЧЕРНЫЕ ДНИ

Десантники заняли рубеж на берегу реки Свирь в районе города Лодейное Поле между Ладожским и Онежским озерами. Этот рубеж с первого года войны удерживали защитники Ленинграда, не дав немцам и финнам прорваться. Теперь советским войскам предстояло прорвать вражескую оборону.

За мужество и отвагу, проявленные при форсировании реки Свирь и захвате плацдарма, семнадцати воинам дивизии было присвоено звание Героя Советского Союза. Александр Белов за бои на Карельском фронте был награжден медалью «За отвагу»:

— Моя задача была выявлять цели и корректировать огонь артиллерии. Выявляли мы цели по-разному. Как-то в лодки посадили чучела и пустили по Свири. Немцы себя обнаружили огнем, — чувство юмора никогда не изменяло ветерану.

На исходе зимы 45-го года десантников перебросили в Венгрию. Там осложнилась обстановка в районе озера Балатон.

— Против нас сражались отборные дивизии СС. Вот там мне довелось повидать немецкий танковый «зверинец» — «тигры», «пантеры» и самоходки «Фердинанд». Я их видел с наблюдательного пункта через оптику и корректировал огонь артиллерии по ним. Наши 150-миллиметровые орудия били этих «зверей» навылет.

{image1}

И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛ ОН ПОХОД

Летом 1945 года бравый ефрейтор Александр Белов сфотографировался в Венгрии и отправил фотокарточку родителям. На ней он изображен с орденом и гвардейским значком на гимнастерке. Родители фотографию получили, а в сентябре и сын домой на побывку явился. Не знал тогда Александр, что ему еще служить пять лет, что до 1950 года он проведет на Дальнем Востоке. Не знал, что это его последняя встреча с матерью. Клавдия Николаевна умерла в 1947 году. Отец дождался сына из армии. Но и его силы подточили невзгоды военной поры. Иван Григорьевич скончался от инфаркта спустя два месяца после возвращения Александра, успев пристроить сына на моторостроительный завод плотником.

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Однако проработал он там недолго. Как-то вызвали Белова в комитет госбезопасности. Долго беседовали. Сказали написать автобиографию. Через два месяца его вновь вызвали, уже в отдел кадров завода. Ознакомили с приказом об увольнении. Выдали зарплату и велели явиться в Ярославль на Республиканскую, 20.

— Нас таких оказалось пять человек. При-ехали по указанному адресу – оказывается, это здание областного управления МГБ. Пригласили в кабинет: «Белов, мы решили вас рекомендовать на службу в органы милиции. Вы согласны?» Я, деревенский парень, милиционера-то в своей деревне в глаза не видал. А тут служить в милиции. Я отказался. Другие тоже отказались. Нам велели ждать к коридоре. Мы просидели там целый день. В десять часов вечера нас опять вызвали в кабинет. На этот раз мы не отнекивались. Так я стал оперуполномоченным уголовного розыска.

На заслуженный отдых Александр Иванович ушел в звании подполковника в 1978 году с должности заместителя начальника штаба УВД Рыбинска. Но для этого бодрого душой и телом человека не подходит удел пенсионера на завалинке. Вот уже двадцать лет он возглавляет Совет ветеранов правоохранительных органов. Состоит в Совете ветеранов 98-й гвардейской Свирской воздушно-десантной Краснознаменной ордена Кутузова II степени дивизии.

Предыдущая статьяСамооборона или убийство?
Следующая статьяКресло для царицы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.