— И чего? Ты только посмотри на этот ужас! Вон там, там и там, — Наталья возмущенно машет руками, подпрыгивая к потолку, — а ты еще говоришь, что я драматизирую.
Каюсь, говорила. Зная свою импульсивную подругу, мастера создания трагедий из ничего, ее телефонные вопли изначально были восприняты мной с привычным смиренным вздохом. Зажав трубку плечом, не отвлекаясь от домашних дел, я приготовилась к очередной тираде. Но откровенная истерика, бегущая по проводам, ясно дала понять — разговорами не обойдется, надо ехать.
Кухонный ад
Ремонт на кухне мы с Наташкой задумали одновременно где-то полгода назад. Вместе ходили по магазинам и часами листали обойные каталоги. Моя подруга — человек с максимумом активности и минимумом такта. Звонок среди ночи с рассказом о внезапно возникшей очередной гениальной идее — в порядке вещей. Вот и к ремонту она подошла со всей своей пылкостью и неуемной энергией. Наталья доводила до истерики продавцов и рабочих, расспрашивая, требуя, контролируя. Мелочей для нее не существует, все продумано, вымерено, спланировано. После ремонта ее кухню впору было помещать на глянцевые страницы журналов об интерьере. Поэтому я так скептично и отреагировала на этот телефонный звонок с сообщением о кухонной катастрофе. Но она не драматизировала. По приезду меня ждала безрадостная картина. Вверху обои пожелтели, особенно неприглядный вид они приобрели около плиты. Видны глазу и разводы на потолке. Жалюзи, которые моя педантичная подруга мыла еженедельно, все равно уверенно маскировались под копченую рыбу. Среди всего этого «великолепия» и бушевала моя Наталья, указывая на пятна и полосы. Из лавины ее праведного гнева я поняла, что заметив «этот кошмар», подруга накинулась на продавцов в магазине, где покупала обойный и потолочный клей. Те в свою очередь резонно заметили, что некачественный состав проступил бы на разных участках полотна, а не только под потолком. Заведенная Наталья переключилась на бригаду отделочников, выполнявших ремонт. Строители ответили честно: «Мы не самоубийцы, чтобы таким въедливым заказчицам, как вы, халтуру гнать. Репутация дороже. Да и к жалюзи какое мы отношение имеем?» Парировать Наташке было нечем. При ближайшем рассмотрении, мы поняли, что все эти разводы — не что иное, как осевшие на стены копоть и жир.
Если бы стены могли говорить
— Откуда это безобразие! — возмущалась подруга, отличающаяся просто маниакальной страстью к порядку. Свое гнездышко она разве только не кварцевала, наводя чистоту. Наталью было откровенно жаль. Столько сил, времени и средств она потратила на этот ремонт, а спустя всего полгода можно начинать новый. Липкий ужас охватил от мыслей о собственной кухне. Воображение в красках рисовало грязные кляксы и мерзкий жирный налет. Приехав домой, с облегчением вздохнула: мои владения радовали глаз свежестью и комфортом. Белоснежный потолок ничем не уступал горным вершинам, обои, за которые я выложила весьма приличную сумму, служили верой и правдой, а занавески… Когда же я их стирала последний раз? Придирчиво осмотрев ткань, с удовлетворением отметила, что вряд ли кто-то заподозрит меня в нечистоплотности. Почему же у Натальи все так плачевно? Ремонт делали одновременно, материалы использовали одинаковые, отделочников заказывали в одной и той же фирме. Причина была очевидна.
Скупой платит дважды
Моя расчетливая подруга просчиталась. Она проигнорировала всего одну деталь, но именно она оказалась решающей. Вытяжка. Обычная кухонная вытяжка спасла мой ремонт. Практичная Наталья прикинула финансы и пришла к выводу, что покупка вытяжки — это лишние траты. Очистить воздух, по ее мнению, в состоянии частое проветривание. Абсолютно бесплатное. Она горячо доказывала мне бесцельность приобретения специального устройства, включив в список расходов дополнительные киловатты электроэнергии, идущие на работу вытяжки. Хорошо, что у меня хватило духу не вестись на поводу ее безапелляционных доказательств. Да, я потратила несколько тысяч рублей на покупку, но, как оказалось, в итоге сэкономила гораздо больше.
Как не вылететь в трубу
Мрачная Наташка уже минут 15 «допрашивала» продавца. Надо отдать девушке должное, она сохраняла полное спокойствие, обстоятельно и доступно консультируя мою дотошную подругу. Как бы Наталья ни сопротивлялась, признать, что только вытяжка не позволила моему ремонту стать грязным хамелеоном, ей все-таки пришлось. Детально обследовав мою кухню, она бросила короткое: «Собирайся…», — и через полчаса уже терзала рас-спросами миловидную девушку в магазине «Коралл» на Крестовой, 98. Как нам объяснила продавец, существует целая система точного расчета мощности вытяжки, но на деле все просто. Нужно лишь измерить площадь пола и высоту стен и в зависимости от этих параметров подбирать себе оборудование.
– Для кухни площадью около 16 кв. метров подойдут вытяжки с производительностью до 430 куб. метров/час.
– Кухню в пределах 20 кв. метров спасут от загрязнения вытяжки производительностью до 650 куб. метров/час.
– Большие помещения, метраж которых близок к 40 кв. метрам, лучше оборудовать вытяжками производительностью до 1000 куб. метров/час.
Наталья, определившись с мощностью, принялась с присущим ей энтузиазмом бомбардировать продавца вопросами дальше, но я уже точно знала: без вытяжки мы из «Коралла» не уйдем. Всем, кто учится на чужих ошибках, советую сделать то же самое.