— Подумать только, давно ли у нас танцевал, а уже курсант речного училища, — Наталья Пасынкова, руководитель ансамбля «Радостное детство», просматривает очередной диск с фотографиями своих воспитанников. С монитора чистой улыбкой светится лицо мальчика в ярком, концертном костюмчике. Как-то незаметно прошли для нее эти десять лет, отделяющие пухлощекого карапуза от статного юноши. Да и сама Наталья как будто только вчера окончила ленинградскую Высшую профсоюзную школу культуры и вернулась с берегов Невы на берег Волги.
НАЗАД В ДЕТСТВО
{image0} Наталье Пасынковой повезло. Советская система распределения молодых специалистов дала ей до детства плацкартный билет. С тех пор прошло более двадцати лет, а она все никак не повзрослеет. Озорная, активная, непосредственная, как и ее малыши. И не важно, что у многих этих малышей уже есть свои малыши, и теперь на их концертах смахивают слезы умиления танцевальные составы прошлых десятилетий. Ведь «Радостное детство» объединяет поколения. Бывшие танцоры приводят в ансамбль детей, а некоторые даже внуков, и все начинается заново. Этакий круговорот «радостных» в природе.
Созданный в 1980 году Владимиром Румянцевым и Ольгой Уваровой хореографический коллектив и поныне гордость и визитная карточка Рыбинска на всероссийских и международных фестивалях. За тридцать лет, разумеется, многое поменялось. В начале 80-х идеология активно управляла хореографией. Номера «Детство», «Суворовцы» выводили на сцену до ста человек. Четкие фигуры, незатейливые костюмы, «пионерские» настроения – были элементами своего времени. Сейчас эти номера могут показаться простыми и наивными, но именно они были базовым репертуаром, фундаментом «Радостного детства», на котором молодым специалистам удалось построить образцовый ансамбль, хорошо известный за пределами страны.
ПЕРЕСТРОЙКА ЖАНРОВ
Приход специалиста с профессиональным хореографическим образованием практически совпал с «перестройкой». Новое время открыло новые возможности. Знания, полученные в Ленинграде, стали воплощаться на рыбинской сцене. Известный в городе балетмейстер Юрий Калашников ввел в репертуар сюжетные номера. Появились уникальные для того времени «Американская погоня», «Тарантелла», китайский танец с веерами Натальи. Композиция «Гномы» была признана лучшей хореографической постановкой. Приход Тамары Петровой вывел на новый уровень народную программу. Шикарные русские номера, которые коллектив показывал за рубежом, иностранцы встречали криками «Браво!».
ЦЕНА ДВИЖЕНИЯ
— Заграницу нам открыла Ирина Петрова, возглавившая концертный комплекс «Авиатор». Она быстренько организовала коллектив «Субботея» и, не моргнув глазом, заставила нас, педагогов, танцевать в нем вместе с нашими детьми, — тепло рассказывает об «эксплуататоре» Наталья Пасынкова.
Да и как иначе. Благодаря активности руководителя коллектив побывал в Перу, Франции, Румынии, и потом, как говорится, понеслось. Сейчас ансамбль знают и в России, и за рубежом. «Радостное детство» неоднократно побеждало в московском этапе «Розы ветров», брало высшие дипломы в финляндской «Скандинавской сказке», удостаивалось главных «Улыбок моря» в Болгарии, вошло в венгерское «Созвездие Будапешта». В 2007 году рыбинцы стали победителями конкурса «Одесский трамвайчик», в 2008 были признаны «Королями сцены» в Сочи, а в 2009 взяли гран-при на фестивале «У самого Черного моря». {image1}
Сейчас, по словам руководителя ансамбля, «радостных» заваливают приглашениями из разных регионов страны и ближнего зарубежья. Успех объясняется полной самоотдачей педагогов Елены Ермиловой и Ольги Логиновой, аккомпаниаторов Маргариты Шматковой и Наталии Некрасовой, совместная работа которых выливается в восхитительные, яркие, запоминающиеся номера. Недостатка во внимании нет. Другой вопрос, что любая поездка – это деньги, а щедрыми спонсорами коллектив похвастать не может. Со сменой руководства в НПО «Сатурн» с материальной поддержкой стало сложнее. В прошлом году к бурной радости всех педагогов солидную финансовую помощь неожиданно оказала администрация города. Но в основном фестивальный фонд формируют родители танцоров. Наталья Пасынкова признается, если кто-то захочет поддержать юные таланты, она будет крайне благодарна за любую помощь. Поездки просто необходимы коллективу для дальнейшего роста. Без новых идей, без руки на пульсе, без танца в такт современности невозможно развитие.
— Если сидеть на месте, ничего не видеть, ничем не интересоваться и упиваться собственной гениальностью, ничего не получится, — откровенно говорит Наталья Пасынкова. — Нужен стимул, нужны идеи и новые знания. Иногда нам достаточно посмотреть постановочные работы наших детей. Они же современное поколение, у них мозг работает совершенно по-другому. Они берут для своих номеров такую музыку, что я думаю: «Как под ЭТО вообще можно танцевать?», и делают потрясающие постановки. Но все же огромное значение имеют поездки. Без них – никуда.
СЛЕЗЫ ПО ТАРАНДЕ
«Радостным» нельзя отставать, нельзя понижать планку. Слишком дорога репутация, заработанная невероятными усилиями детей и педагогов. Чего им стоило одно только совместное выступление с «Имперским Русским балетом», художественным руководителем которого является знаменитый Гедиминос Таранда.
С легкой руки все той же Ирины Петровой, педагоги ансамбля должны были за месяц поставить балет. Из Москвы прислали видео и музыкальный материал. Перед «радостными» стояла задача: все разучить и за одну совместную репетицию перед самым выступлением «встать в номер» к профессиональной балетной труппе. За минимум времени нужно было не только объяснить 9-летним детям, что такое Чайковский, но и отработать номер до автоматизма. Классика – это высшая математика, здесь каждое движение должно быть сделано абсолютно точно, без единой ошибки. В общем, весь месяц Наталья Владимировна и дети ревели по очереди. Она от груза ответственности, они от усталости. И когда, наконец, появился рослый, статный Таранда, Наталья Пасынкова в слезах кинулась ему на грудь со словами: «Господи, неужели вы приехали и сейчас весь этот кошмар закончится». Он потом шутил, что ТАК его еще нигде не приветствовали. Однако после выступления нельзя было с уверенностью сказать, кому аплодировали больше: «радостным» или прославленному балету. Это выступление стало действительно уникальным совместным проектом «Радостного детства» и звезд мирового уровня. Ансамбль оправдал надежды тех, кто верил в профессионализм педагогов и талант воспитанников.{image2}
ЯЗЫК ТАНЦА
Специалисты отмечают, хореография сейчас – это смесь акробатики, гимнастики, высокой техники и невероятных скоростей. Танец обретает свою философию. Пластика становится языком, танец – рассказом, который, прежде чем передать, нужно осмыслить самому. Поистине философским номером, историей о боли и радости, об отчаянии и надежде стали постановки «Дети войны» и «Нежность», подготовленные коллективом к 65-летию Победы. Премьере предшествовала многомесячная подготовка. Педагогам Елене Ермиловой и Ольге Логиновой пришлось не просто обучать своих воспитанников движениям и связкам, а рассказывать о жизни людей в страшные военные годы. Наставники объясняли каждый жест, показывали документальную хронику, вместе с детьми читали художественную литературу, рассказывающую об ужасах Великой Отечественной. Так же создавались невероятно лиричные и красивые «Платочки». Известный композитор и бард Юлий Ким был просто потрясен, когда увидел номер «Думы окаянные» поставленные на его одноименную песню.
БЕНЕФИС ТАЛАНТА
«Радостные» никогда не отличались однообразием, они всегда в движении, в поиске, а за последние годы ансамбль сделал просто огромный скачок вперед. Рыбинцы могут убедиться в этом 20 мая в 19 часов в КК «Авиатор», где состоится юбилейный праздничный концерт. А потом коллектив ждут новые высоты, новые фестивали, новые признания. В ближайшее время начнется работа над очередной программой. Акцент в ней сделают на народное начало. Наталья Пасынкова отмечает, что сейчас в хореографии незаслуженно забыты русские номера. Новая программа должна дополнить ими репертуар. А вообще, все новое – хорошо забытое старое, и коллективу с 30-летней историей есть, что вспомнить.