Велики сокровища, собранные в отечественных музеях. Вот только увидеть их зачастую довольно сложно. Во-первых, все просто не выставишь – места не хватит. Во-вторых, есть вещи замечательные, но не вписывающиеся в основную тему экспозиции. В-третьих, многое выставлять надолго просто невозможно. Например, для всего, что сделано из бумаги, положенный срок выставки – пара месяцев, и снова отлеживаться в темноте на несколько лет. Ну, и к тому же многие музеи расположены далеко от туристских маршрутов, а ехать специально, скажем, в городок Егорьевск меж Москвой и Рязанью, чтобы посмотреть на редкости из коллекции купца Бардыгина – оригинальные картины, иконы, скульптуры необычных сюжетов – не всякий соберется. Да и кто об этих редкостях слышал…
{image0} Эти редкости, которые теперь называют «Егорьевские диковины», получили очень приличную известность. Они не раз прозвучали в центральных средствах массовой информации. В Государственном историческом музее на Красной площади прошла их большая выставка, перед которой почти два десятка вещей были полностью отреставрированы. И все это было организовано вокруг роскошного 400-страничного издания «Егорьевские диковины», выпущенного при участии специалистов из Государственного Исторического музея и Государственной Третьяковской галереи. Откуда музею Егорьевска такое счастье? В 2007 году они стали победителями программы «Первая публикация».
Эта программа организована фондом известного бизнесмена Владимира Потанина, призванным поддерживать интересные начинания музеев страны (например, как фонд Абрамовича – российский футбол).
Конкурс «Первая публикация» Благотворительный фонд Владимира Потанина устраивает уже четвертый раз. Жюри конкурса выбирает из заявок, присланных музеями со всей страны, те, которые представляют самые ценные и малоизвестные коллекции. Ну, а победителям: «Интеллектуальная, организационная и финансовая поддержка, оказываемая музеям в рамках конкурса, позволяет создавать современные качественные издания о музейных собраниях, проводить реставрационные работы, находить новых партнеров и налаживать общественные связи. «Открытие» музейных фондов через книги-альбомы о значимых объектах культурного наследия раскрывает особенности региональных культур, повышает общественный и научный статус музея».
Рыбинский музей-заповедник принимает участие в этом конкурсе с прошлого года. И начал достаточно резво. Предложенная в прошлом году коллекция изображений усадьбы Сосновец – около 200 чертежей и рисунков, позволяющих представить буквально каждый уголок некогда великолепного имения дворян Лихачевых – вошла в «десятку» лучших из 63 заявок. Однако в призовую «тройку», где оказались музеи Иванова (агитационные ткани 1920-1930-х гг.), Удмуртии (целая ювелирная мастерская VII века, найденная археологами), Приморья (фотографии о жизни русских староверов в Маньчжурии в 1936-1945 годах), тогда попасть не удалось.
Предложение Рыбинского музея в этом году тоже попало в число десяти лучших. На этот раз сотрудники музея предложили опубликовать комплекс рисунков «дивана русского быта». Уникальная попытка сделать своеобразную «энциклопедию русской жизни» в… мебели была предпринята в 1850-х годах по инициативе одного из дворян Лихачевых. Каждая сторона грандиозного восьмигранного дивана была посвящена отдельной теме народной жизни: масленице, ярмарке, играм и т. п. И, хотя диван, скорее всего, так и не был сделан, сохранились около 50 рисунков, изображающих каждую его сторону и отдельные группы людей.
А в ожидании окончательных итогов конкурса «Первая публикация–2010» музей получил поощрительный приз: книгу «Расписные небеса Кенозерья» — победитель конкурса 2008 года.