Где-то с конца 90-х годов прошлого столетия, когда техника фотографирования решительно шагнула вперед, я снимаю надгробные памятники наших исторических кладбищ. По прошествии десятилетия прихожу к выводу, что памятные захоронения требуют к себе такого же бережного отношения, как и памятники археологии, архитектуры и прочие. Они должны стать объектом внимания и власти, и общественности, и историков-краеведов.
{image0} Но на деле получается не так. В конце этого года знаменитому рыбинцу Андрею Андреевичу Сигсону – фотографу, ученому-натуралисту – исполнится 170 лет. Его могила на Всехсвятском кладбище сегодня представляет собой жалкое зрелище… Хотя еще недавно она выглядела по-другому. Нисколько не оспариваю необходимость восстановления памятника императору Александру II. Дело это значимое, звучное, играющее на имидж публичных наших деятелей. Тем не менее, думаю, что, по совести, важнее восстановить могилу Андрея Сигсона. Оно, конечно, не так громко прозвучит, зато будет правильно.
Об Андрее Сигсоне, награжденном золотой медалью Международной Парижской выставки 1900 г., писали и дореволюционные, и советские научные и популярные издания. Позволю себе процитировать два издания из моего архива. Вот что писала газета «Правительственный вестник» в 1894 г.:
«30 марта текущего года открылась в С.-Петербурге IV фотографическая выставка, устроенная пятым отделом Императорского русского технического общества с целью выяснить успехи, сделанные фотографией в течение последних лет… Вторая зала – русский отдел, самым наглядным образом свидетельствует об изумительных успехах, достигнутых русскими представителями этого искусства за последние пять лет, т.е. с 1889 года… Этот отдел свидетельствует не только об успешном движении вперед русской фотографии со стороны технического развития, но и о широком применении, какое русские фотографы, в большинстве любители, сумели дать своей специальности. Для примера достаточно указать на работы Шульца, Сигсона… и др., касающихся областей науки: астрономии, физики.., минералогии и т.д…
Среди областных русских профессиональных фотографов по изяществу и своеобразности экспонатов резко выделяются: варшавский фотограф К.С. Брандель, выступавший в качестве любителя, и рыбинский А.А. Сигсон…Г. Сигсон – единственный в своем роде русский фотограф, задавшийся целью фотографирования натуральных снежинок. Задача тем более почтенная, что с экономической точки зрения она для профессионального фотографа ничего заманчивого не представляет. Заслуга экспонента заключается в том, что применявшийся до него способ воспроизведения кристаллов снежинок – посредством рисования давал не вполне ясное представление о красоте и строении их, при фотографировании же ускользали многие весьма любопытные подробности. {image1}
Способ, придуманный экспонентом, весьма любопытен. Для получения снимков снежинок, он пользовался микроскопом Цейса, апланатом и камерой с большим растяжением. Особенности приемов г. Сигсона заключаются в следующем. Для ускорения и упрощения манипуляции и для избегания погрешностей микроскопа, имеющего часто не вполне выверенный химический фокус, экспонент работает при синем свете. Покровные стекляшки, в соприкосновении с которыми нарушается целость нежных кристалликов снега, заменяются особыми сетками в виде паутины, приготовленными из рассученных волокон шелковинки; сетки приклеиваются по краям отверстия, имеющего форму покровного стеклышка и вырезанного в картоне. Все металлические части микроскопа должны быть при этом обязательно зачернены; рельефность рисунка достигается сильным боковым освещением. Фотографирование производится при возможно низкой температуре, но так как животная теплота работающего дурно влияет на резкость получаемых очертаний кристалликов, то для свободного дыхания необходимо устроить респиратор в виде изогнутой трубы для отклонения выдыхаемого теплого воздуха в сторону. Сам процесс фотографирования г. Сигсон производил следующим образом. Аппарат устанавливался на чердаке, в значительном расстоянии от окна и сильно наклонном положении, что весьма удобно для освещения снежинок. Затем расстилалось сукно с грубым ворсом, для чего фотограф избирал такое место, куда залетают только отдельные снежинки, легко удерживающиеся на волосинках сукна. Выбрав, при помощи увеличительного стекла снежинки, наиболее подходящие для снимка, он приподнимал сукно, приставлял сетку и легким сотрясением переваливал снежинку на сетку.
Таким образом, полученные снимки доставлены экспонентом без ретуши на выставку, где они вполне заслуженно обращают на себя всеобщее внимание».
Журнал «Работница» в 1971 г. поместил заметку «Какие бывают снежинки»:
{image2} «Трудно установить, когда впервые человек залюбовался снежинками, этим самым настоящим чудом природы. Но зато точно известно, что первый рисунок, на котором были изображены снежинки, правда, несколько мистически, опубликован в 1555 году. А впервые хрупкие миниатюрные создания сфотографировал русский натуралист из города Рыбинска А. Сигсон. Снимки эти были сделаны в 1892 году и долго оставались непревзойденными. Даже гораздо более поздние фотографии американского метеоролога Бентли уступали им во многом.
Кстати, Бентли провел интересное исследование. Он детально изучил шесть тысяч снежинок, и среди этого огромного количества ему не встретилось хотя бы двух одинаковых. Сейчас различают 72 вида снежинок, а все их подразделяют на шесть классов: звездчатые, пластинчатые, столбчатые, игольчатые, оледенелый снег и снежную крупу. Изучение снежинок имеет практическое значение. Дело в том, что форма, размер и характер снежинок зависят от вида и высоты облаков, в которых они образовались, а также от температуры тех слоев атмосферы, которые снежинки пересекли, прежде чем упасть на землю. В те дни, когда из-за сильных снегопадов нет возможности наблюдать за небом, по виду снежинок делают заключение о погоде в верхних слоях атмосферы». {image3}
…Мне думается, когда-нибудь, когда наши потомки с большим вниманием и уважением будут относиться к своему прошлому, они поставят памятник снежинкам Сигсона. И этот памятник будет таким же значимым символом города, как рыба или бурлак. А может, мы сподобимся?
От редакции. Автор статьи видит памятник как монумент в виде снежинки из прозрачного материала — символ красоты мира и его хрупкости. А какие у вас предложения, уважаемые читатели? Ждем ваших писем.