В Рыбинском музее-заповеднике открылась выставка фотографий «По святым местам русской земли».
{image0} Её автор – инженер по образованию, дизайнер по вдохновению и уже много лет по специальности — Елена Шутова демонстрировала свои работы в стенах музея пять лет назад. От той выставки, первой в биографии фотохудожника, осталось впечатление поиска. Макрофотографии цветов соседствовали с грустными осенними пейзажами и ночными видами Рыбинска. «Первый выход фотохудожника на публику состоялся. Дело — за будущими экспериментами», — предсказывала дальнейшую творческую судьбу Елены одна из рыбинских газет. И вот — новая выставка…
Теперь при взгляде на фотографии слово «эксперименты» кажется не слишком уместным. Они остались в прошлом и, может быть, еще произойдут в будущем. А пока Елена нашла себя и своё творческое лицо. Лучшие из её фотографий трогают своей красотой и духовностью. И не только потому, что на них изображены храмы и паломники, но самим своим возвышенным и гармоничным настроем. За бесстрастным объективом фотоаппарата виден вдумчивый взгляд фотохудожника.
Впрочем, Елена видит изображенное отнюдь не как посторонний наблюдатель. Она сама уже много лет участвует в традиционных крестных ходах: пятидневном крестном ходе от Борисоглебского монастыря на родину его самого известного святого – преподобного Иринарха и Леушинском стоянии, посвященном святыням, затопленным Рыбинским морем. Эта сторона жизни мало знакома большинству наших современников. Но она живет, продолжается, имеет свои правила и традиции. На эти крестные ходы специально приезжают люди из самых разных мест: рыбинцы и ярославцы, москвичи и петербуржцы, даже украинцы, даже немцы. На фотографиях — тонкие, трогательные, просветленные лица людей («Вместе», «Русский богатырь», «Перед исповедью»), бесконечная нить паломников, тянущаяся через холмы за горизонт («Нить жизни»), храмы, как будто нарисованные филигранной акварельной кистью. Ощущение «рукотворности» (не путать с фотошопом!) не оставляет при созерцании многих работ Елены Шутовой, парадоксальным образом неброских и прекрасных одновременно.