Посредине лета, в разгар этого климатического безумия как хорошо и приятно думать о снежинке, порхающей в тихом, морозном и безветренном пространстве. «Снежинка, беженка с небес…».
ПЕСНЬ О МАСТЕРЕ И ЕГО СНЕЖИНКЕ
{image0} Посредине лета, в разгар этого климатического безумия как хорошо и приятно думать о снежинке, порхающей в тихом, морозном и безветренном пространстве. «Снежинка, беженка с небес…».
Она безмятежно парит в воздухе над древним городом, выписывает замысловатые круги, похожая на пушинку из бабушкиной подушки или семечку фантастического дерева. Она потом прорастет в белые покрывала на бескрайних равнинах, снежные шапки на лесных деревьях и…
…Земля все ближе, все ближе тот предел, за которым для нее наступит безвестность и небытие. И вдруг легким дуновением маленькую странницу заносит в проем приоткрытой мансарды на крыше трехэтажного здания. Лишь миг отделяет небесную гостью от гибели и забвения… Но внезапно ее подхватывает искрящийся и мягкий холод ворса, на котором ей лежать легко и удобно. Она видит какого-то странного мастера в маске, с металлической трубкой, идущей от его рта. «В прогнившем чердаке, он звал его мансарда, от книг он поднимал лицо бледней луны». {image1}
Она видит холодный свет фонарей, объектив фотоаппарата. Еще миг, щелчок, и ее нежная, хрупкая, таинственная красота спасена для будущего, для вечности. Потом ее назовут «Снежинка Сигсона». Потом будет еще одно неповторимое небесное создание, и еще. Но самая первая останется непревзойденной…
…Не сможет превзойти работу Мастера в конце XIX — начале XX века никто в мире. У других снежинки похожи на простые рисунки, даже зарисовки, эскизы. У Сигсона снежинки — объемные, голографические, живые, словно он нашел их живую и трепещущую душу. Не зря именно ему, рыбинскому фотографу с польскими корнями, на Парижской выставке 1900 г. присудили золотую медаль. Эта выставка завершала XIX век. Она стала самой грандиозной выставкой с того момента, когда в середине века была заложена сама традиция проведения подобных выставок. Парижскую выставку назвали «международным праздником труда, прогресса и цивилизации». Вот какой чести был удостоен фотограф-новатор из Рыбинска.
Одни только имена российских и иностранных участников той выставки закружат голову: изобретатель двигателя Рудольф Дизель; художники Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов; живописец и писатель Николай Рерих; певец Федор Шаляпин; изобретатель беспроволочного телеграфа Александр Попов, русский ювелир Карл Густав Фаберже; великий русский ученый Дмитрий Менделеев; представитель славной российской промышленной компании Эммануил Нобель. Экспоненты из Российской империи увезли из Парижа 1589 наград разного достоинства; 212 Гран При; 370 золотых, 436 серебряных; 347 бронзовых медалей и 224 почетных отзыва.
Одна из 370 золотых медалей Всемирной Парижской выставки была присуждена рыбинцу Андрею Сигсону. Эта «сигсоновская» медаль до последнего времени хранилась в Рыбинске у частного лица. Только она не золотая. Для того чтобы Сигсон (как и другой рыбинский уникум и самородок, каллиграф Василий Наумов) мог получить эту свою медаль в золотом исполнении, он должен был предоставить организаторам выставки эквивалентный в весовом выражении объем золота. Таковы правила игры. Ни Сигсон, ни Наумов не имели столько золота. Поэтому медаль отлили из дешевого металла. В последний раз я держал в руках эту медаль где-то в середине 90-х. Жива ли она?
ОТСТОЯТЬ ПЕРВЕНСТВО
{image2} Некая странная и незаслуженная напасть — кого раньше, кого позже — объединила трех российских участников той знаменитой выставки. Вот они: Александр Попов, Дмитрий Менделеев и… Андрей Сигсон. Догадайтесь с трех раз, что это за напасть. Эта напасть — оспаривание авторских прав. Для нас с
вами — аксиома, что периодическую систему элементов открыл Дмитрий Менделеев. Но немцы, шведы считают, что эта честь принадлежит Лотару Мейеру. Еще хуже с изобретением Александра Попова. Мы знаем, что Попов. А на западе считают, что итальянец Гульельмо Маркони. Он и патент оформил на свое изобретение.
Фото снежинки — это вроде пустяк, несопоставимый с изобретением Менделеева и Попова. Тут уж как будто никаких споров и не должно быть. А вот вы попробуйте в Интернете набрать в поисковике «Снежинка Сигсона». Информационных ресурсов на эту тему — с гулькин нос. А наберите, к примеру, «Снежинка Бентли», и окажется…
Окажется, что весь мир, вся Инетовская Россия восторгается и восхваляет американца Уилсона А. Бентли:
«Первым человеком в истории, решившим запечатлеть всю красоту и уникальность снежинок, был Уилсон А. Бентли. Он посвятил этому всю жизнь, а теперь его первые фотографии снежинок выставлены на продажу за 4800 долларов каждая». «Уилсон А. Бентли — фермер из штата Вермонт, известный как «Бентли-снежинка». «Технология, которую использовал Бентли, стала известна как микрофотография». «Его знаменитая книга 1931 года «Снежные кристаллы» состоит из примеров 2500 снежинок, каждая из которых индивидуальна… Спустя недели после публикации книги Бентли попал в снежную бурю, подхватил пневмонию и скончался. Несмотря на его работу, сделавшую значительный вклад в сфере фотографии и науки, имя Уилсона А. Бентли мало кому известно». «Бентли просто запечатлел все волшебство снега в этих удивительных фотографиях». «Маленькие шедевры природы!» «Ледяная геометрия или миллиграмм счастья».
Хотя американцы и пишут о том, что имя Уилсона А. Бентли «мало кому известно», скажем, что этой его «неизвестности» и Сигсон, и мы, рыбинцы, могли просто позавидовать на фоне «известности» Сигсона. Сегодня любой американец или европеец может купить в магазине, на аукционе не отдельный экземпляр, а именно массу всевозможных сувениров, копирующих образы снежинок Бентли. Броши, косметические мази с изображением снежинок на крышке, открытки, фотографии. {image3}
Это притом, что на самом деле, снежинки Бентли — это именно микрофотографии, похожие на графические рисунки. Мы здесь не говорим о том, кому принадлежит приоритет в этой области, хотя А. Сигсон получил 1-ю свою награду на выставке в 1872 году. Это притом, что именно Сигсон получил свою «золотую» медаль на международной выставке в 1900 г. У Бентли таких достижений нет.
Бентли — замечательный фотограф, подвижник. Его знает весь мир. А Андрей Сигсон… А со дня рождения Андрея Сигсона в ноябре этого года исполняется 170 лет. Получается — 170 лет забвения и неблагодарности.