Всероссийский молодежный форум «Селигер» стал одним из самых обсуждаемых и неоднозначных событий в области молодежной политики. «Тусовка для избранных», «логово пропаганды», «санаторий прокремлевской молодежи» — каждый день общественность вешает на участников форума новые ярлыки. За это время из локального мероприятия Селигер перерос в мощный общероссийский бренд. Как работает механизм воспитания новых олигархов, политиков и молодых новаторов, выясняла Евгения Мальцева, на десять дней, с 10 по 19 июля, окунувшись в бурную жизнь огромного палаточного лагеря «Селигер».
История в миллионах
{image0} История форума началась в 2005 году, когда движение «НАШИ» решило провести выездное мероприятие для своих активистов. Место подобрали идеальное: 360 км от Москвы, Тверская область, высокий сосновый бор, рядом мужской монастырь, вокруг – система небольших озер. В 2009 году форум прошел под флагом «Росмолодежи» и получил поддержку из федерального бюджета. В 2010 году — приобрел статус международного. Организаторам дали возможность рассчитывать на инвестиции крупного бизнеса. В результате главным инвестором проекта стал Михаил Прохоров, владелец группы ОНЭКСИМ, вложивший более 45 млн рублей. Партнерами проекта стали и другие игроки крупного бизнеса, в итоге бюджет составил порядка 180 млн. рублей. Львиная доля средств поступила из федерального бюджета, т.е. из карманов налогоплательщиков.
В числе избранных
Состав участников смены — одна из самых загадочных историй на Селигере. Согласно правилам каждый мог на официальном интернет-форуме оставить заявку, подтвердить ее личными достижениями и представить свой проект. Эксперты составляли рейтинги и отсылали их в регионы. По словам Алексея Кузнецова, представителя департамента по делам молодежи Ярославской области, формированием списков занималась Москва, мы ни на что не влияли. Некоторые участники, получившие высокие проценты, по каким-то причинам исчезали из числа приглашенных.
В результате на вторую смену отправились 55 представителей Ярославской области. 31 человек — по направлению «Зворыкинский проект», 14 молодых журналистов и 10 предпринимателей.
Рыбинскую команду вместе со мной представлял новатор Евгений Мальков. Его проект был посвящен энергосберегающим технологиям – модернизированным теплонасосным установкам. Чуть позже на форум приехали три представителя ОАО «НПО «Сатурн».
Город будущего
Назвать «Селигер» палаточным лагерем язык не поворачивается. Это огромный город, раскинувшийся на несколько километров. Несмотря на то, что весь сосновый бор занимают палатки и костры, между ними свободно вмещаются три большие площади, десятки деревянных дорожек, арт-объектов, установлены жидкокристаллические экраны на каждом перекрестке. К этому надо прибавить удивительные по красоте пляжи и тренажерный зал на песке. Выходить за пределы лагеря строго запрещается, у каждого индивидуальный номер.
Вся многотысячная масса поделена на двадцатки. В нашей оказались ребята из Казани, Нижнего Новгорода, Чебоксар и Москвы. Так оно и лучше: есть возможность познакомиться ближе, обменяться идеями. Последнее – главная ценность на Селигере. Конечно, после горячей воды и свободных розеток. Еда не ценится. Сгущенки, дешевых макарон и овощей выдают больше, чем можно съесть даже при таких энергозатратах. Только готовь. Котелок и дрова – в твоем распоряжении.
Каждый день на форум прибывало огромное количество VIP-персон. К журналистам — главные редакторы ведущих российских изданий, руководители крупных медийных компаний. К предпринимателям – известные бизнес-тренеры и первые бизнес-фигуры. К обласканным вниманием прессы новаторам – крупные инвесторы. Ежедневно на Селигере заключали контракты, рецензировали журналистские материалы, продавали новые франшизы. Для этого были созданы все условия. Не хватает информации – спроси друга или преподавателя. Нужна книга – велкам в библиотеку, где доступ абсолютно бесплатный ко всей литературе. Нужны оперативные данные – беги в интернет-центр.
Первые дни мы пытались ухватиться за каждую возможность. Через три дня поняли, что бесполезно. Хотя график был жестким. Как потом шутили некоторые участники, «нам, наверное, в воду что-то подмешивали, думали только об учебе». Алкоголь строго запрещен – сразу домой. Это и правильно. Отдыхать без алкоголя – круто! {image1}
Образовательная программа – история успеха
Задачу журналистам объяснили в первый день: погоня за молодыми героями–новаторами и будущими олигархами. По словам руководителя смены «Информпоток», наши материалы должны были войти в общую информационную базу и в дальнейшем опубликованы федеральными СМИ. Для этого журналистов стимулировали конкурсами «Создай свой лучший материал на «Селигере» и желтыми футболками по итогам каждого дня. При этом ежедневно на форуме выходили четыре газеты. Все они рассказывали о молодых героях смены и приглашенных гостях. Скучно рассказывали, если честно.
Уровень преподавания – разный. К примеру, курс «Россия в современном мире» или спецсеминары по медийной рекламе мы не пропускали. А вот что такое «Инновационная журналистика», так и не поняли. Вообще возможностей реализовать себя на форуме – через край. Расширить свой бизнес и найти инвесторов – еще больше. В этом «Селигеру» не откажешь.
Ярославская делегация имела свои успехи. Ярослав Чистяков, выпускник ЯГТУ, представил на конкурсе «Старт» проект-исследование по очистке газовых потоков от мелкодисперсной пыли. «Сейчас ежегодно предприятиями выбрасывается 150 млн. тонн различных твердых веществ. Каждый год от мелкодисперсной пыли умирает около 30 тыс человек. С моим научным руководителем Н.И. Володиным мы создали инерционно-центробежный пылеуловитель, который очищает газовые потоки от пыли с эффективностью 98, 6 %», — поделился со мной Ярослав по дороге на Селигер. Возвращался он домой с 1млн. рублей на развитие своего предприятия.
Алексей Савватин из Ярославля участвовал в конкурсе фирмы «Оптоган», она входит в состав группы ОНЭКСИМ, на лучший фонарик из светодиодов. Вместе со своей командой он создал энергоэффетивный город Селигер и занял первое место в дополнительной номинации. Евгений Мальков из Рыбинска получил несколько важных контактов для реализации своего проекта в Ярославской области.
Вперед, Россия! — Куда «вперед»?
{image2} К огромным портретам президента и премьера на каждом шагу можно относиться по-разному. Ходить строем и ратовать за правительственный режим здесь никто ни впрямую, ни косвенно не призывает. Для молодежи создается атмосфера успеха. Ты можешь, у тебя есть все для реализации своих идей, ты нужен России и т.д. Но при этом все понимают, откуда у таких благ растут корни. И какая их конечная цель – купить идеи, пока они не поднялись в цене, купить умы, пока они не осознали свою себестоимость. Но с другой стороны, как, если не как великую удачу, может рассматривать бывший студент, а теперь умник и надежда всей России, предложение о работе в крупной компании?
Я видела много селигерцев, которые демонстративно отходили в сторону во время утренних «гимнов». Общалась с теми, кто с первых дней занимал позицию полного отрицания. Это был их выбор. И никто им руки не заламывал. Но выбор, как известно, тоже понятие относительное.
Конечно, если хотя бы треть потраченной на «Селигер» суммы ушла на строительство спортивных комплексов в регионах, поддержку молодых семей, развитие независимых молодежных СМИ и решение проблем безработицы среди молодежи – наверное, было бы правильнее. Честнее перед теми, к кому я вернулась в свой родной город. Но организаторы «Селигера» переложили на наши плечи эту ответственность. Как бы выдержать.
В России научились строить красивые города, реализовывать PR-проекты. Русский язык освоил термины «инновации» и «нанотехнологии». Осталось только увидеть за этим обычного человека. Который хочет жить здесь и сейчас, а не только в стране великого завтра, которую, как повторяли на Селигере, мы и должны построить. Тогда слова песни «Кто, если не мы…» будут звучать не только из дорогих колонок, но и из глубины каждого сердца.