Сдать первую часть экзамена на получение водительских прав теперь можно будет в автошколе. Учреждениям разрешили официально принимать теорию и автодром. С одним «но» — школа должна быть аккредитована. Правда, эксперты считают, что это условие практически невыполнимо.
Инициатива сама по себе не плоха. Распоряжением правительства учебным заведениям предлагается взять на себя прием теоретической части и экзамен по вождению на автодроме. Сотрудникам ГАИ останется только «город». Тем самым школы снимут часть нагрузки, которая сейчас полностью лежит на Госавтоинспекции. Повысится конкуренция между обучающими центрами, что, в свою очередь, скажется на качестве обучения. Предполагается, что уменьшится коррупционная составляющая, которой не устают попрекать экзаменаторов в форме. Да и самим будущим водителям будет спокойнее проходить испытания в привычных стенах. Однако все эти преимущества доступны только аккредитованным школам. В этом-то и заключается главная загвоздка, портящая все, казалось бы, благое начинание.
Получить аккредитацию смогут только те заведения, которые имеют собственное специальное оборудование и программные комплексы. Площадка должна быть оснащена автоматизированной программой для приема практического экзамена, а в машинах необходимо установить системы аудиовидеонаблюдения. Автодром разработчики проекта видят, по сути, макетом улицы со светофорами, местами для парковки и эстакадами.
Как нам пояснил начальник регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД УВД по г. Рыбинску и РМР Александр Портнов, подобные технически оснащенные автодромы в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Провинциальные школы вряд ли смогут себе позволить дорогостоящее оборудование, необходимое для получения аккредитации.
Мнение начальника РЭО разделяет председатель Ярославского областного отделения ВОА Валерий Архипов:
— Не видать Рыбинску подобного автодрома, да и Ярославлю, похоже, тоже. Мы приобрели необходимый аппаратно-программный комплекс для теоретического экзамена, оснастили пять машин камерами видеонаблюдения, но автоматизированная площадка встанет в десятки миллионов рублей. Это возможно только при объединении наиболее крупных школ.
Кроме того, Валерий Архипов пояснил: основная часть сдающих «заваливает» именно «город». С теорией справляются почти 100% обучающихся, с автодромом — 80%. Поэтому особого смысла получать аккредитацию нет, если самое проблемное звено в экзамене останется под контролем инспекторов ГАИ. Не исключает эксперт и дальнейшего повышения стоимости обучения. Оно и понятно — школы как коммерческие организации не будут работать себе в убыток. Обнадеживает только одно: аккредитация проводится в добровольном порядке.
Но есть и хорошие новости. Отныне автошколы будут обязаны проводить дополнительное бесплатное обучение кандидатов в водители в объеме не менее 5 часов в случае, если ученики 3 раза не сдали теоретический или практический экзамен. Кроме того, граждане РФ получают право сдачи экзаменов и получения водительских удостоверений в экзаменационных подразделениях ГИБДД независимо от регистрации по месту жительства или по месту пребывания.