Островитяне изумленно наблюдали за процессией. Шлюпка, скользя от двухпалубного теплохода «Ломоносов», уверенно приближала к берегу людей в синей казачьей форме. Ветер доносил звук русской песни, лиричной и надрывной одновременно. Пела женщина. В бинокль был виден ее кокошник и цветастый сарафан. Казаки размеренно взмахивали веслами, раз за разом побеждая упрямую волну, которая так и норовила отнести шлюпку в прибрежные заросли. В лодке было еще что-то, белое и занимающее почти всю длину, но тела гребцов закрывали обзор. Наконец нос судна уткнулся в песок, люди спрыгнули в воду и начали бережно доставать свой груз. Только тогда стало понятно, что это православный крест.
ПО ВОЛНАМ ПАМЯТИ
{image0} Трое калязинцев приехали на Шумаровский остров Рыбинского водохранилища порыбачить. Теплоход они заметили издалека, он шел прямо на них, минуя привычный судовой ход. Сначала мужчины подумали, что с кораблем случились какие-то неприятности, слишком близко с берегом остановилось судно. Они завели свою «моторку» и подошли к белоснежному «Ломоносову», предлагая помощь. Матросы лишь отмахнулись, не было и тени испуга на лицах людей на борту. Пожав плечами, калязинцы вернулись и теперь наблюдали за происходящим с острова. Белый деревянный крест несли прямиком к их лагерю на небольшую возвышенность. Один из мужчин, внешне похожий на геолога, только вернувшегося из далекой экспедиции, с бородой и развевающимися волосами, был особенно возбужден. Он активно жестикулировал и чуть не приплясывал от какой-то неудержимой внутренней радости. Это был доктор исторических наук, доцент МГУ Ярослав Леонтьев.
Сам имеющий калязинские корни, ученый тепло поприветствовал земляков. Кому-кому, а жителям Тверской области не нужно долго рассказывать, кто такой князь Скопин-Шуйский и какова его роль в истории России. Полководец и дипломат для калязинцев почти супермен. Его имя настолько на слуху, что современные студенты с легкостью приписывают ему борьбу не со сторонниками Лже-дмитрия II в XVII веке, а с немецкими захватчиками в XX. Рыбаки оказались людьми более осведомленными, проявив точные знания об этой исторической, но, к сожалению, несколько забытой личности. Из краткого рассказа отдыхающие поняли, что Поклонный Крест гости с теплохода хотят установить в память о ближайшем соратнике князя – воеводе Давыде Жеребцове. Место, выбранное калязинцами для лагеря, оказалось частью бывшего села Шумарова, которое пожертвовал воеводе Василий Шуйский за его ратные подвиги. Самому Давыду Жеребцову пожить здесь было не суждено. Воевода погиб в мае 1610 года в неравном бою под стенами Троицкого Калязина монастыря, но имение осталось его вдове и четырем дочерям. Вооружившись топорами и гвоздями, благодарные калязинцы принялись помогать казакам, чтобы спустя 400 лет клочок суши в Рыбинском водохранилище вновь напоминал собой о герое Смутного времени.
Чуть позже с теплохода приехала еще одна партия гостей. Это были самые настоящие стрельцы! Позвякивая доспехами, они прикатили к кресту гаубицу, из которой затем искрящиеся громкоголосые залпы возвестили о том, что еще один освободитель русской земли отныне увековечен «под княжеским стягом».
МАРШРУТОМ ЕДИНСТВА
Современность нередко сравнивают со средневековой Смутой. То же стремление к изолированности, та же разнузданность и жажда власти, те же «бояре» и холопы. Межрегиональная программа «Под княжеским стягом» стирает и одновременно возводит параллели, показывая, что было и к чему нужно стремиться. Родилась она в 2003 году в Калязине, но это не дает ей постоянной прописки. Под героическую хоругвь вступают целые области.
«Неважно, кто 400 лет назад был главнее — Нижний Новгород или Ярославль, Тверь или Владимир. Главное, что мы сейчас вместе в этом пути по сохранению уникальной исторической памяти и по возрождению истоков российской государственности», — обозначила главную идею водного похода Маргарита Свистун, представляющая правительство Ярославской области.
На этот раз в акции памяти приняли участие представители Владимирской, Тверской, Московской, Ярославской областей. У каждого региона есть свой повод для гордости и серьезное основание быть в этой историко-просветительской команде.
«Козырь» нашего региона — это гражданский марафон «Маршрутом единства». Сейчас очень модно говорить об активном обществе, о самоуправлении, о народном волеизъявлении, но на деле все оказывается либо тотальной фикцией, либо власть методично устраняет активистов от важных проектов, переводя их в казенные программы, обреченные на бюрократический популизм. Наша область пошла другим путем, в прямом смысле в народ. Организаторы марафона ездят по городам области и устраивают в них дискуссионные площадки, где каждый житель может рассказать о наболевшем, о том, что мучает, что возмущает, что угнетает. Все эти проблемы объединяют и анализируют. У авторов проекта складывается полная картина состояния современного общества в конкретном регионе. Что нужно людям, вокруг чего необходимо объединяться и как решать возникающие трудности? Это не просто соцопрос, который всегда чреват погрешностями, это не анонимные жалобы отдельных недовольных, а комплексное исследование, внимание к своим землякам, формирование дальнейшего пути развития региона. Авторы проекта говорят, что их особо радует внимание правительства. Марафон согласился возглавить губернатор области Сергей Вахруков, что не очень-то вяжется с привычным мнением о том, что власть далека от народа, слепа и глуха к его потребностям и мнению.
«Маршрутом единства» идут и верхи, и низы, а значит, все движутся в одном направлении, что крайне важно во времена современной Смуты. В ближайшее время марафон побывает в Ростове, Переславле-Залесском, Борисоглебе. А 4 ноября дух объединения на Ярославской земле обретет еще и свет. «Свеча единства» вспыхнет в этот день во всех городах-участниках проекта. К 2012 году огонек солидарности сможет зажечь житель любого города области, так как к этому времени инициаторы объедут всю губернию. И что будет зрелищнее: праздничный фейерверк на грядущем тысячелетии или тысячи скромных свечей в 2012 году, еще неизвестно.