Домой История ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО РУССКОГО ПАРИЖАНИНА

ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО РУССКОГО ПАРИЖАНИНА

0

3 сентября в Рыбинске произойдет событие, в чем-то уже привычное для нашего времени, а в чем-то и уникальное. На стене дома № 45-47 по Волжской набережной будет установлена памятная доска, посвященная русскому художнику Борису Григорьеву. Первая в его честь доска и для нашей страны, и для остального мира. 

{image0} Уехавший из небольшого провинциального города, где его отец служил управляющим Волжско-Камским банком, наезжавший сюда постоянно в молодые годы Борис Дмитриевич Григорьев по прошествии ста с небольшим лет наконец «вернулся» в Рыбинск, который любил, который считал своей творческой колыбелью. Вернулся навсегда автопортретом на памятной доске, вернулся в нашу память, нашу историю, нашу культуру, наше сознание и теперь никуда уже от нас не уедет. 
О рыбинском периоде жизни живописца мы еще расскажем в статье, приуроченной ко дню открытия. А в год Франции в России не преминем упомянуть о том, что большую часть сознательной и творческой жизни после эмиграции в 1919 г. он прожил именно во Франции, где в 1927 году приобрел участок земли в городке Кань-сюр-Мер на Ривьере.
Римма Никандровна Антипова, искусствовед, сотрудник Псковского художественного музея, после доктора искусствоведения И. Зильберштейна, замолвившего слово за Бориса Григорьева перед общественностью, уже не словом, а делом вернула Бориса Григорьева на причитающееся ему место, на пьедестал, который занимают лучшие и выдающиеся. Она не только организовала в Пскове в 1989 году первую в стране его персональную выставку, собрав «разбросанные по разным магазинам, где их никто не брал и не берет» картины художника, но и занялась популяризацией его личности.
В личном разговоре Римма Никандровна поведала, что встречалась с сыном художника Кириллом, который был настолько любезен, что пригласил Антипову приехать через год и обещал предоставить в ее распоряжение личный архив. Но через год Кирилл Борисович скончался, архив был выставлен на продажу.
Эмиграция Бориса Григорьева, как это может показаться, не была вызвана именно приходом к власти большевистского режима. Так случилось, что жизнь семьи Григорьевых еще в царской России была далеко не безоблачной. 
В 1907 году, еще будучи учеником Строгановского художественного училища, он женится на соученице, немке Елизавете Марии Антонине Георгиевне фон Браше (1883-1968). В мае 1915 года появляется на свет сын Кирилл. К жене художник относился всегда с особым чувством и благодарностью, подчеркивая верность семейному укладу. На одной своей фотографии он сделал такую характерную надпись для нее: «Дорогой моей жене от верного Бориса».
В октябре 1915 года на фоне шовинистических настроений и в связи с делом начальника Генерального штаба Сухомлинова жену художника арестовывают в первый раз. В октябре 1916 года она снова подвергается кратковременному аресту. А уж когда пришли большевики, чаша терпения переполнилась.
Некоторое время Григорьевы живут в Германии. Борис Дмитриевич вряд ли подписался бы под словами героя романа Владимира Набокова: «За пятнадцать лет жизни в Германии я не познакомился близко ни с одним немцем, не прочел ни одной немецкой газеты или книги и никогда не чувствовал ни малейшего неудобства от незнания немецкого языка». Отнюдь, его дела в этой стране складывались как нельзя лучше. Но он здесь не прожил и года, поскольку в душе был «парижанином». Париж он считал для себя в каком-то смысле духовной родиной. Он прямо говорил: «Наши учителя? Сезанн, Ван Гог, Лотрек, Матисс, Пикассо, Дерен». {image1} 
Но жизнь русского эмигранта во Франции поначалу не складывалась:
«У меня совершенно нет никаких заработков… Я живу в долг и на средства моих друзей», — писал он в одном из писем.
Если для Григорьева «парижский период» в его творчестве – это сознательное восхождение от национального к интернациональному, то для французских искусствоведов в этот период Григорьев был интересен, прежде всего, своей национальной самобытностью. Один из таких критиков писал о нем:
«Говорят, что его неистовое и ожесточенное творчество представляет иллюстрацию некоторых книг Толстого и Достоевского. Один лишь факт, что оно способно побудить к подобным сравнениям, доказывает мощь силы воображения и творчества Григорьева, одного из тех художников, на которых новая Россия вправе возложить самые большие надежды».
Да и сам художник в таком же патетическом духе признавался:
«Я вечный друг народа, пролетариата, друг бедняков. Я писал крестьян России в своих картинах дикими – но ведь послушайте, я сам им родной, близкий – тоже дикий… Да и эта дикость, свежесть… великое достоинство – залог будущего успеха России».
Кто хочет, пусть поразмышляет над вопросом, могут ли картины Григорьева иллюстрировать «Скифов» Александра Блока.
И вместе с тем некоторые исследователи обращают внимание на то, что Григорьев, как и «вещий мудрец» Н. Рерих, изображает Россию «не исторической, не бытовой и не классовой, а изначально соборной, всечеловеческой», он «обрел не только тему, выпавшую из сознания современности, не только нашел общезначительный смысл ее, но воскресил поруганное искусство живописи».
Поэтому его творчество любят и во Франции, и в Америке, и в Голландии, и в Чили и конечно же, и прежде всего — в России, в Рыбинске.

Предыдущая статьяДУША, ОТКРЫТАЯ МИРУ
Следующая статьяЮбилейная выставка Сергея Стукалина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.