Домой История ГРИГОРЬЕВСКИЙ РЫБИНСК

ГРИГОРЬЕВСКИЙ РЫБИНСК

0

3 сентября на доме № 47-49 по Волжской набережной будет установлена памятная доска в честь русского художника Бориса Дмитриевича Григорьева. Чтобы понять, живописца какого масштаба мы чествуем, скажем, во-первых, что на церемонию открытия доски приглашены атташе по культуре посольств Франции и Швеции; во-вторых – география «григорьевского» творческого наследия включает весь мир; и чтобы перечислить все страны, где живут специалисты «по Григорьеву», нам пришлось бы вместо статьи составлять перечень географических названий.

РЫБИНЦАМ ОТ БЛАГОДАРНОГО БОРИСА ГРИГОРЬЕВА

{image0} Тема вещественного, мемориального воплощения образа художника в нашем городе вызревала исподволь, медленно и методично. О Григорьеве знали, его любили как художника безотносительно к тому, где он родился, где жил и учился; знали в среде образованной и вольнолюбивой. В одной такой семье Олега и Евгении Вильчинских мне как-то показали открытку с репродукцией живописного портрета В. Мейерхольда работы Бориса Григорьева. Открытка хранилась в доме с такой же любовью, как другие подлинные вещи. О нем говорили постоянно как о близком, дорогом человеке. 
Другая семья – Ольга и Борис Крейны — не просто были очарованы Григорьевым. Они, зная его «рыбинское» прошлое, вознамерились сделать этот факт достоянием общественности. Причем зачинщиком была именно Ольга Крейн. И в 2003 году в городской газете «Городок провинциальный» появилась статья Бориса о художнике «Я первый мастер на свете…». В этой искусствоведческой статье есть такая строчка: «Всегда хранивший в душе память о своей стране и родном городе Борис Дмитриевич писал: «Я всю юность мою провел в Ярославской губернии».
К теме григорьевского творческого наследия приложил руку и городской музей-заповедник. В IV международных Григорьевских чтениях в декабре 2006 года принял участие сотрудник музея Александр Козлов. Его доклад – о Рыбинском периоде жизни художника – вошел в сборник, выпущенный по итогам работы конференции. Один из сведущих наших краеведов поведал мне, что в городском музее видел картину Бориса Григорьева. По другим сведениям – рисунок Григорьева хранится в областном художественном музее.
В частной коллекции художника Алексея Орлеанского отыскался негатив с видом Волжско-Камского банка, где в конце XIX — начале XX вв. жила семья управляющего банком Дмитрия Григорьева. И сегодня мы знаем, как выглядело это здание на Волжской набережной в начале XX века.  
Бережно выношенная «на руках», согреваемая теплым дыханием многих рыбинцев тема увековечения памяти уникального русского художника получит свое завершение 3 сентября. Но тема рыбинского периода жизни и творчества художника продолжится. И может так случиться, что уже в ноябре сего года рыбинцы получат возможность познакомиться с рыбинскими работами Бориса Дмитриевича.

РАСЕЯ

В 1917 году вышел в свет григорьевский цикл «Расея». Критики увидели в «Расее» «звериность» и одновременно «монументальность» (П. Щеголев), «детскость» и «почти всеобъемлющую искренность» (А. Бенуа), «идилличность» (правда, все же на вулкане) (А. Левинсон), лишь один из ликов России — «корявый, убогий и печальный».
Если бы Борис Григорьев вдруг восстал и посетил наш город, он с удивлением бы обнаружил, что современного обывателя он интересует не столько как художник, сколько как завсегдатай светских тусовок и как бизнес-проект.
Сотрудник одного уважаемого учреждения, просвещенный в этом вопросе благодаря и моим усилиям, но более почерпнувший сведения из источников в Интернете, при слове «Григорьев», расплылся в ехидной улыбке: «Григорьев! Знаем! Двоечник и пьяница по жизни!». Представляю себе, как глава семьи просвещает своих отпрысков: «Жил у нас в городе один двоечник и пьяница. Недавно вот ему памятную доску установили».
В XIX веке обыватель также интересовался «постельным бельем знаменитостей». Но чтобы написать: «И Пушкин стал нам скучен, и Пушкин надоел», — надо было хотя бы прочитать его стихи. Современный папарацци подкараулит талантливую личность на неловком шаге, неудачной фразе или поступке и скажет, как вандал, ворвавшийся в дом и шерстивший архив только что умершего Байрона: «Посмотрите – он такой же подлый, как и мы!». {image1} 
Римма Никандровна Антипова, одна из первых открывшая тему Григорьева для российского, да и мирового любителя настоящего искусства, когда я ей рассказал о том всплеске интереса к Григорьеву в нашем городе, можно даже сказать – буме, предстоящем открытии памятной доски в его честь, воскликнула: «Наконец-то! Давно пора!». Для нее было важно, чтобы этот художник занял подобающее место в самосознании рыбинцев, ибо именно в Рыбинске юный Григорьев стал тем, кем он известен на весь мир.
Бум — он и есть бум. На фасаде городского бассейна появились гигантские репродукции григорьевских работ. Чтобы было понятно: «Красота – страшная сила!». На дебаркадере можно купить Григорьева на развес — в зависимости от коммунальных условий и вкусов: в миниатюре – за тысячу рублей, полноразмерного и чрезмерного — по соответствующей цене.

…ЖАР УГОРЕВШЕЙ РУССКОЙ ДАЛИ

В заключение привожу отрывок из очерка Риммы Антиповой, Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
«Архивные документы подтверждают, что в мае 1898 г. бухгалтер Д. Григорьев вступил в должность управляющего Рыбинским отделением Волжско-Камского коммерческого банка и перебрался с семьей на местожительство в Рыбинск. В двухэтажном каменном особняке, что близ пристани, и поселилась семья Григорьевых (ныне: Волжская набережная, 47/49), заняв двенадцать комнат второго этажа, с окнами, выходящими на широкие волжские дали. В распоряжении пяти детей Григорьевых были весельная шлюпка «Чайка», пара лошадей на конюшне, голубятня и огромная библиотека, насчитывавшая двадцать тысяч томов на четырех языках (художественная литература, книги по истории и географии, критике и философии). В доме были всевозможные музыкальные инструменты от рояля до гитары. Каждый из членов семьи играл на одном или нескольких из них.
Семья абонировала ложу в оперном театре. Знакомство с театром, музыкой начиналось с детства, для чего предпринимались поездки в Москву и Петербург. «Взрастившая меня среда, — пишет младший брат художника, — была миром книг и мелодий… Жизнь в нашем доме била ключом. Гости бывали ежедневно. Устраивались общие вечеринки и прогулки. На половине братьев была постоянная сцена. Дмитрий [старший брат — Р.А.] сам сочинял патетические пьески с «роковыми» страстями и револьверными выстрелами». Комнаты были обставлены хорошей мебелью и украшены фарфоровыми вазами, статуэтками и живописными панно. В доме жила няня, сохранившая суеверия и предания старого деревенского быта, вынянчившая всех детей и после 20-летней службы умершая на руках матери Б. Григорьева.
Свобода, раскованность, насыщенность каждодневной жизни с её веселыми и горестными сюжетами, волжские дали и пароходы за окном, увлеченность всеми искусствами сделали дом на Волжской набережной, сам Рыбинск и Волгу душевной и духовной родиной художника. «Я всю юность мою провел в Ярославской губернии и Волгу знаю», — вспоминал он впоследствии.
Мальчиков Григорьевых ждала наследственная карьера: с 1899 г. Борис, как и двое его братьев, проходит обучение в Московской практической академии коммерческих наук, однако уже из 3 класса в 1902 г. выходит, как следует из документов, с намерением поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Григорьев выдерживает «труднейший экзамен», но мать заставляет покинуть учебное заведение из-за длинноволосых мужиковатых художников общества, как вспоминает он в письме Н.А. Членеву. Намерение осуществлено не было. Летом 1903 г. он много путешествует по Волге и Шексне и затем подает прошение и становится учеником Строгановского художественно-промышленного училища на Рождественке (ныне Московский архитектурный институт). С этих пор его жизнь всецело посвящена занятиям искусством.
В архиве Пуниных в РГАЛИ хранится более тридцати рисунков, сделанных в эти годы, среди них учебные натюрморты, интерьеры, жанровые сцены, пейзажи, выполненные обычно карандашом, реже акварелью. Баржи и пароходы, пристани и дома, лодки, село с церковью, волжский вид с облаками над далеким берегом, сидящие мужики и бабы, рыбинский парикмахер «под бахусом» — тонкая прерывистая линия по-передвижнически подробно штудирует натуру. Среди ранних рисунков, обычно подписанных одной или двумя буквами, встречаются и портретные наброски, в которых молодой художник стремится акцентировать сходство с натурой. Среди них в рисунке с надписью «Маман в элегическом настроении» художником метко запечатлены характерные черты внешности Клары Ивановны — небольшой рост, полноватость, остро очерченный профиль.
Занятия, как видно по личному делу художника, идут достаточно успешно, уже в 1904 г. он удостаивается награды за работу акварелью. Летние каникулы 1905 года проходили в Рыбинске. Художники [Григорьев с двумя товарищами: Умновым и Випертом — Р.А.], нагрузившись мольбертами, складными стульями и ящиками с красками, уходили втроем за город на весь день писать пейзажи и сценки волжского быта…
Катание на шлюпках, купание, рыбная ловля, собирание ягод и грибов, игра в прятки в высокой траве, декламирование стихов. Борис и сам писал стихи, печатавшиеся в столичных журналах, — вот чем развлекалась наша молодежь».

Предыдущая статьяНАСТОЯЩИЙ ВРАЧ ДОЛЖЕН ЛЕЧИТЬ НЕ БОЛЕЗНЬ, А БОЛЬНОГО
Следующая статьяРыбинская милиция радует глаз

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.