В преддверии самого начала нового учебного года директор департамента образования администрации Рыбинска Владимир Юдин нашел время рассказать о настоящем и будущем городского образования.
ПРО ТАЧКУ И СИНТЕЗ
{image0} — Владимир Владимирович, вы как-то внезапно для многих возглавили городской департамент образования. Нам больше привычны рокировки в стиле «руководитель-зам», поэтому для начала расскажите о себе.
— Я родился в Ленинграде, но вырос в Ярославле. Поступил в ярославский политехнический институт, однако стезя инженера закончилась вручением диплома. Второе высшее получил на факультете педагогики ЛГПУ им. А.И. Герцена. Вся моя дальнейшая трудовая деятельность была так или иначе связана со сферой профессионального образования.
— Последний год вы возглавляли рыбинский филиал Волго-Вятской академии государственной службы…
— Да, это было, пожалуй, единственное учебное заведение Рыбинска гуманитарного профиля с серьезным изучением менеджмента, психологии и других дисциплин. Но после того как руководство головного вуза заявило о перепрофилировании академии в центр повышения квалификации, я принял решение покинуть директорский пост.
— Как вы отреагировали на предложение возглавить департамент образования?
— На самом деле, любое поступающее предложение человек расценивает с определенной долей удивления, и я не могу сказать, что был исключением, но я его принял, и теперь нужно просто работать в соответствии с намеченными перспективами. Я не вижу в этой должности чего-то необычного для себя.
— Вам же теперь как минимум приходится быть и педагогом, и чиновником. Возникают ли у вас сложности в связи с таким синтезом?
— Синтез всегда сложен. Важно понимать, как ты относишься к своему делу. В этой связи вспоминается притча о трех рабочих. Один на вопрос, что ты делаешь, сказал: «Я просто качу тачку». Другой, толкая перед собой такую же тележку, ответил, что зарабатывает деньги. А третий, указав вдаль, пояснил, что он строит храм. Весь вопрос в собственном восприятии профессии: это нудная обязанность, источник заработка или возможность сделать что-то большое и важное в этой жизни. Если я буду просто перекладывать документы и подписывать бумажки, из этого заведомо ничего хорошего не выйдет. Нужно работать на перспективу, прилагая все свои знания и весь свой опыт.
ПРО ДУШ И ДВОЙКИ
— Давайте поговорим о ближайшей перспективе. Все ли школы города готовы к новому учебному году?
— Все школы прошли проверку ответственных служб и готовы принять детей. Замечания были, но нам в штатном режиме удалось их исправить. Где-то потекли трубы, где-то была заменена проводка. Самая большая проблема стояла в обеспечении школьников горячим питанием. В этом году поставщика должен определить конкурс. На сентябрь заключены контракты с МУП «Торговый дом «На Сенной». Впоследствии администрация проведет конкурс на заключение договоров до декабря 2010 года.
— Если модернизация пищеблоков идет в соответствии с программой, принятой депутатами Муниципального Совета еще в декабре 2009 года, то с чего вдруг решили заняться ремонтом спортзалов?
— Школьные спортзалы находятся в ужасающем состоянии. Почему-то идеология прошлых лет не предполагала в школах наличие душа. Сейчас это недопустимо. Ремонт-ные работы начались в 19 учебных учреждениях, оставшуюся часть мы планируем привести в порядок в 2011-м. Отрадно, что область заметила наше начинание, и в будущем обновлением спортивных залов займутся во всех муниципальных образованиях региона, а Рыбинск получит дополнительное финансирование на модернизацию.
— Сейчас о модернизации говорят очень много. Президент, в частности, настаивает на внедрении электронных ресурсов в школах. В Рыбинске в этом учебном году появятся электронные дневники?
— У меня на столе лежат три предложения от поставщиков этих компьютерных программ, пока решения нет. Меня интересует, что эти технологии могут предложить в педагогическом аспекте. Электронный дневник в первую очередь нужен для вовлечения родителей в образовательный процесс. Ведь как взрослые относятся к собраниям? «Опять деньги нужно будет сдавать», «опять ругать будут» и т. д. Ходят большей частью родители хорошистов и отличников, но нам нужно привлечь тех взрослых, которые либо самоустраняются от образования своего чада, либо относятся к школам как к «камерам хранения», а к педагогам как к обслуживающему персоналу. Но если в школе говорят одно, а дома другое, если нет точек соприкосновения, то о какой гармонично развитой личности можно вести речь? Дневник дает возможность оперативно получать информацию в полном объеме, предполагает интерактив с учителем и т. д. И чем больше будет разных сервисов в программе, тем больше у нее шансов на внедрение в Рыбинске.
ПРО ДЕНЬГИ И НОГИ
— Не все школьники вернутся в родные стены, некоторых стен уже нет вовсе. Какие учебные заведения затронет реорганизация в будущем?
— После моего вступления в должность были объединены школы №19 и №32. Также детский экологический центр переехал в центр детского и юношеского туризма и экскурсий. В освободившемся здании будет детский сад. Я могу с полной уверенность сказать, что реорганизация рыбинской системы образования будет продолжена, но пока какие-то конкретные комментарии считаю преждевременными. Более подробная информация у нас появится к концу сентября.
— Но с чем связаны все эти объединения?
— Вы знаете, насколько у нас используются ресурсы зданий? На 70 процентов. И при этом на администрацию города обязательства по их обслуживанию ложатся в полном объеме: электроэнергия, тепло, водоснабжение, содержание штата и многое другое. При этом комплектация классов далека от нормы. В одной школе 12 человек в классе, в другой — 7. И мы вынуждены содержать оба здания, оба коллектива. У Ярославля по этому поводу жесткая позиция: если в класс не набирается 25 человек, его просто не открывают. Разумеется, у нас с областным центром разная плотность населения, однако мы не можем работать по типу сельских школ — это «золотые» школы, требующие огромных затрат на содержание. Но если в районе по-другому никак, то в городе нескольких «золотых» школ по соседству быть не должно. Кроме того, дети сейчас «голосуют ногами». Многие при наличии в их районе двух учебных учреждений предпочитают ездить в третье, расположенное вообще в другом конце Рыбинска. Поэтому мы будем и в дальнейшем оптимизировать расходы и систему образования.
— Но родители, например, обеспокоены тем, что с таким чисто экономическим подходом мы придем к классам из 40 человек, что непременно скажется на качестве образования.
— Это утверждение по меньшей мере голословно. О каких сорока учениках идет речь, когда при объединении классов не набирается и двадцати? Я еще раз повторюсь: городской бюджет не может позволить себе неэффективные финансовые затраты, а система образования нуждается в грамотном менеджменте, чем мы и намерены заниматься.
ПРО ДЕФИЦИТ И КРЕАТИВ
Ярославский педагогический университет им. К.Д. Ушинского ежегодно выпускает дипломированных специалистов, а рыбинская система образования испытывает дефицит кадров. С чем это связано?
— Действительно у нас наблюдается серьезная нехватка воспитателей, учителей начальных классов, педагогов-предметников. Всего открыто порядка ста вакансий. Дело в том, что процент выпускников вузов, идущих работать в школу, крайне мал. Причин тому несколько, и зарплата — не главная из них. У нас существует проблема с профессиональным ориентированием школьников. За кого-то выбор делают родители, кто-то берет пример с друзей, кому-то просто нравилась учительница литературы в школе. Курсу к третьему приходит разочарование в профессии, люди продолжают учиться ради диплома. В какой-то мере я сам прошел через это. Наша задача — не просто давать знания. Мы должны научить наших детей понимать себя, свои желания, ставить цели и видеть пути их достижения. Человек успешен не от того, что он усердно учил параграфы в учебниках и хорошо сдал ЕГЭ, а от того, насколько он четко знает, как и куда ему нужно себя «продвинуть».
— Какой-то американский индивидуализм…
— Отнюдь. Посмотрите на требования к соискателям. Разве работодатели требуют от выпускника лишь знания? Нет, им нужна креативность, умение мыслить, находить нестандартные решения, потому что от такого сотрудника фирма получит главное — развитие. И мы должны не столько давать ребенку информацию, сколько понимание, где эту информацию можно найти, а там он уж сам разберется, что с ней делать. Для того чтобы развить в ребенке эту самую креативную личность, нужна комплексная работа дома и в школе. Конечно, дети бывают разные, и родители, и учителя, и директора департаментов…
— А вы какой директор?
— …
Владимир Юдин уклонился от оценочных категорий. Но мне на первом интервью он показался… инакомыслящим. В хорошем смысле этого слова.