Домой История Музейные музы Хендрика Гольциуса

Музейные музы Хендрика Гольциуса

0

На очередной выставке из юбилейного проекта Рыбинского музея «Музейные редкости» в витрине лежат две небольшие гравюры. Трудно поверить, что эти бережно обрамленные в паспарту листки бумаги с черно-белым изображением созданы более четырех столетий назад!

{image0} А на них изображены музы – те древние богини, покровительницы наук и искусств, которые и дали имя музеям — как Рыбинскому, так и всем остальным. Древние греки насчитывали их девять, и изображения всех девяти есть в музейном собрании, вот только в музейной экспозиции они редкие гости – боится дневного света хрупкая четырехсотлетняя бумага.
Автором этих гравюр был выдающийся голландский мастер Хендрик Гольциус (1558 – 1617). Его значение в развитии резцовой гравюры сопоставимо с ролью таких знаменитых мастеров, как Альбрехт Дюрер или Рембрандт. Гольциус освоил виртуозную технику итальянских мастеров, которые, однако, видели в гравюре лишь способ воспроизведения «картин маслом». Голландский же мастер разрабатывал на ее основе собственный художественный язык, свойственный именно гравюре. Он никогда не знал покоя, находясь в постоянном художественном поиске идеальной манеры гравирования. А когда в 1600-м году мастеру отказала поврежденная в детстве правая рука, он переключился на живопись, в которой тоже достиг немалых успехов.
Серия изображений муз была выполнена им в 1592 году после путешествия в Италию. Величественны прекрасные женщины в античных одеждах. Муза гимнов и песнопений Полигимния, держащая в руках свиток и жезл-кадуцей, задумчиво смотрит в сторону, мысленно слагая строфы. Покровительница танцев Терпсихора перебирает струны лютни, а у ее ног лежит кифара и нотная тетрадь. А остальных муз можно увидеть на сайте музея, введя в поисковую строку имя автора – Гольциус. {image1}
Кто же собрал в Рыбинском музее всю серию интересного мастера? К слову сказать, в Эрмитаже их только половина. В музей музы попали в 1920 году из Петровского, усадьбы Михалковых. Это по-своему символично. Последний из Михалковых, владевших усадьбой, Сергей Владимирович, мечтал устроить в усадьбе настоящий общедоступный музей, но скоропостижно умер в
1905 году. Однако его мечта была подхвачена через несколько лет и вылилась в создание Рыбинского музея, где теперь и живут музы Хендрика Гольциуса.

Предыдущая статьяНОБЕЛИ. МЕЖДУ МИРОМ И ВОЙНОЙ
Следующая статьяТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ЮБИЛЯР

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.