Сейчас мало остается людей, у которых в трудовой книжке есть одна-единственная запись. Долго задерживаться на одном месте немодно, а быть простым рабочим молодежи не нравится. Наши родители были другими. Десятилетия своей жизни они отдавали родному предприятию. Похвалу принимали скромно, даже если их деятельность была оценена на самом высоком уровне. Валентина Андреевна Тихомирова как раз из их числа. Лауреат Государственной премии СССР, она до сих пор говорит, что просто, как и все, выполняла свою работу.
Своего отца Валентина Андреевна не помнит. Как и многие советские мужчины, едва началась война, он ушел на фронт и погиб в первый же год боевых действий. Почти 70 лет семья не знала о месте захоронения, и вот только недавно сыну Валентины Андреевны удалось его отыскать через интернет. Мать Валентины Андреевны всю жизнь проработала уборщицей, да и сама будущая лауреатка, по ее собственным словам, «институтов не заканчивала». Однако это не помешало ей получить высокое признание своей трудовой деятельности. Еще в школе Валентина проявила задатки лидера и активиста. Была членом совета дружины, учила будущих комсомольцев важным партийным делам, возилась с детьми и приносила в дневнике только хорошие оценки.
{image0} После школьного выпускного девушка пошла в техническое училище №3, выбрав не совсем девичью профессию. Специальность «регулировщик сложной радиоаппаратуры» в будущем ей существенно помогла. Именно там Валентина Андреевна научилась читать технические схемы, как художественную литературу, которую, кстати, она всегда очень любила. А начался ее трудовой путь с ширпотреба, шутит женщина: «Наш родной восьмой цех располагался сначала в здании заводоуправления. Молоденькими девчонками мы собирали там радиолы «Волга», тестеры, осциллографы и прочие товары широкого потребления. Серьезная работа началась позже», — вспоминает Валентина Тихомирова.
Серьезная работа — это монтаж технических систем для «оборонки» и самолетостроения. Цех объявили закрытым, а его сотрудников стали воспринимать в городе как привилегированных рабочих. Новая продукция требовала специального оборудования и знаний. Учиться приходилось с ноля. Разбирались в специфике всем своим сплоченным коллективом, помогая и поддерживая друг друга. Контроль за производством был особый, повышенное внимание уделяли качеству продукции. Это потом стали появляться цеха, отвечающие за изготовление дополнительных элементов, необходимых при производстве, а поначалу монтажницы своими руками надевали на каждый проводок жгутик и оловянно-свинцовым «припойчиком» крепили сложные схемы. Однозначно вредная работа была для Валентины работой любимой, ее вторым домом.
«Мы на работе «вечерили», порой даже ночевали. Скажут «надо» — значит надо. Коллектив подобрался просто замечательный: в спорте, в самодеятельности, в труде — всегда мы были первые. Даже сейчас, несмотря на столько лет, прошедших со времен совместной работы, мы остаемся родными людьми», — Валентина Андреевна вспоминает былые годы со светлой грустью.
Как бы ни говорила она, что просто выполняла свою работу, ее активная трудовая деятельность явно выходила за рамки должностных инструкций. Будучи монтажницей от бога, Валентина Тихомирова вырастила не один десяток квалифицированных сотрудниц. Чуткая наставница становилась для новичков второй мамой, опекая своих подшефных, делясь с ними как профессиональным, так и житейским опытом. Культурная жизнь предприятия без Валентины Андреевны не была бы такой разнообразной. Коллеги признаются: так читать стихи, как их читает Тихомирова, могут немногие. Ни один концерт, ни одно выступление не обходились без ее декламаций. Плюс ко всему на ее плечах лежала работа с молодежью. Она ходила по школам и училищам, рассказывая о рабочих специальностях, курировала молодые бригады, участвовала в жизни партии. При этом женщина воспитывала двоих сыновей и вела домашнее хозяйство. Как она все успевала, подруги недоумевают.
«В ней сочетается профессионализм и человечность, образованность и умение найти общий язык с любым собеседником, деликатность и разносторонние таланты. С ней интересно всем. Они была цветом рабочего коллектива, современным человеком остается и сейчас», — не скупится на похвалу Елена Разумова, руководившая заводским музеем, где они часто встречались с Валентиной Андреевной.
Видимо, за расторопность, за умение работать на совесть, за активную жизненную позицию ее и внесли в списки кандидатов на соискание Государственной премии. Когда стало известно, что Валентина стала лауреатом престижной награды, ее поздравлял весь цех. Монтажница плакала, но говорит, что не столько от радости, сколько от признательности: «Меня же не одну наградили. У нас на предприятии уже были лауреаты, а вместе со мной принимали поздравления еще 12 человек».
И все же она скромничает. Кроме нее, в списке лауреатов действительно еще дюжина человек. Но эти люди работали на других заводах и даже в других городах. Она стала лучшей в масштабах целой страны! Свои премиальные 462 рубля Валентина Тихомирова получила в 1982 году. И распорядилась ими так, как могла сделать только она.
«Валентина из тех людей, что готовы отдать другим даже не последнее, а больше, чем у них есть. Так было и с премией. Она собрала всех друзей и коллег и отметила получение награды, потратив на всеобщее веселье, наверное, даже больше, чем получила. В этом она вся», — рассказала о подруге Галина Серебрякова, отдавшая восьмому цеху 20 лет работы, а заводу приборостроения — 40. {image1}
По словам Галины Степановны, ни у кого из сотрудников не было ни капли зависти, когда пришло известие, что Тихомировой дают Госпремию. «Все считали ее достойной этой награды», — пояснила бывшая коллега. О том, что Валентину Анатольевну на заводе любили и ценили особенно, говорит эпизод с ее выходом на пенсию. По признанию работниц цеха, так еще никого не провожали. Попрощаться с коллегой и соратницей пришла вся заводская самодеятельность. Певцы и танцоры устроили ей грандиозный праздничный концерт, который не устраивали и для высокого начальства.
Сейчас Валентина Анатольевна живет обычной жизнью российского пенсионера. Не всегда все ладно со здоровьем, хочется почаще видеть близких, но в целом женщина считает, что жизнь ее поцеловала. Только вот за родной завод до сих пор сердце болит. Утеряна былая мощь предприятия, имеющую стратегическое значение продукцию вновь сменил ширпотреб, а пропасть между начальниками и рабочими становится все больше. Женщина, 35 лет отдавшая своему второму дому, понимает, что былого не вернешь. Но так хочется….