В минувшее воскресенье члены рыбинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры провели в Тихвино-Никольском, где пока еще сохраняются остатки главного усадебного дома имения дворян Тишининых. Краеведы провели субботник на территории памятника с разбором завалов и собрали немногочисленные осколки ажурной гипсовой лепнины, некогда украшавшей парадные помещения. Был составлен акт обследования памятника, который будет направлен властям.
{image0} Усадьбу построил гвардейский офицер в отставке Николай Иванович Тишинин. За участие в государственном перевороте, в результате которого прусская принцесса взошла на русский престол, он был удостоен награды Екатерины II — крупного земельного надела в наших краях. Позже, в 1767 году, императрица нанесла визит в поместье.
В ожидании венценосной особы Николай Иванович выписал лучших зодчих и художников и провел работы по обновлению усадьбы. К проектированию главного дома приложил руку великий Василий Иванович Баженов. А триумфальные ворота, что воздвигли к приезду императрицы на берегу Волги, проектировал знаменитый гравер Михаил Иванович Махаев (рисунок триумфальных ворот сохранился в переписке Н.И. Тишинина и М.И. Махаева и находится в рыбинском архиве).
Императрица приехала в начале мая, в день именин хозяина. Екатерина II осталась довольна приемом и в знак благодарности одарила Николая Ивановича золотой табакеркой. Российское общество посчитало визит знаменательным событием, о нем сообщили газеты; а Махаев увековечил гравюрой.
При жизни Тишининых ансамбль усадьбы Тихвино-Никольское с господским домом, хозяйственными постройками, церковью Тихвинской иконы Божией Матери и чудесным парком считался одним из лучших образцов русского раннего классицизма на Верхней Волге. Стены дома украшали лепнина и пилястры. С изящных балкончиков можно было любоваться широкими волжскими просторами. Великолепен был огромный голубой овальный зал с лепниной, в котором принимали гостей и устраивались балы. Парк по моде того времени был разбит в «аглицком» пейзажном стиле — со стрижеными лужайками, деревьями редких пород и системой прудов. При усадьбе было крепкое хозяйство — кирпичный амбар, конюшня, мельница, кирпичный и винный заводы. {image1}
Поближе познакомиться с супругами Тишиниными можно в Рыбинском музее-заповеднике, где хранятся их свадебные портреты. Картины считаются одними из лучших произведений крупнейшего русского портретиста середины XVIII века И.Я. Вишнякова. А работы этого уникального самородка даже в столичных музеях исчисляются единицами.
После Тишининых усадьба перешла в руки дворян Ратьковых-Рожновых (в Рыбинском музее-заповеднике хранится их фамильный герб), а потом к последним владельцам — Кожиным.
После революции в усадьбе разместилась коммуна «Творчество». Коммунары занимались животноводством, выращивали коров и овец, но долго не продержались. Главное здание передали образованию и открыли школу. Зимой дети учились, а летом отдыхали в пионерском лагере.
В середине 60-х годов в стене дома обнаружили трещину, строение признали аварийным, школу закрыли. В доме поселили две колхозные семьи, которые вместе с коровами и другими домашними животными разместились в помещениях первого этажа. Когда первый этаж пришел в негодность, переселились на второй.
Местные жители рассказывают, что в 30-х годах прошлого века в усадьбе снимали фильм «Дубровский» с Борисом Ливановым в главной роли. И что, будучи директором Рыбинского производственного объединения моторостроения, Павел Федорович Дерунов просил передать усадьбу заводу, чтобы разместить там архив. Он обещал восстановить исторический облик здания и построить дорогу до Ермакова, но власти дом не отдали.
Заведующая мемориальным домом-музеем А.А. Ухтомского Наталия Бикташева рассказывает, что впервые попала в Тихвино-Никольское в 1976 году. Тогда в усадебном доме еще сохранялись крыша, изразцовые печи, окна с коваными решетками и запорами, эркеры украшали кованые балкончики, по широким половицам комнат можно было без опаски ходить. {image2} Дом был федеральным памятником истории и культуры, и на его стене висела табличка «Охраняется государством».
Наталия Николаевна «заболела» усадьбой в первого взгляда. Примерно в 1984 году, подготавливая материалы для музея Дома печати, она уговорила директора предприятия восстановить памятник. Владимир Денисов согласился и профинансировал работы по консервации. Дальше дело не пошло.
После разделения округа на город и район власти Рыбинского района попытались сбыть памятник с рук. Потенциальные инвесторы были очарованы усадьбой, но посчитали, что строительство 4-километровой дороги до Ермакова будет стоить дороже, чем восстановление здания, и отказались от идеи.
За последние десятки лет над уникальным памятником истории и культуры основательно поработали время, местные жители и «черные археологи». Усадебные постройки растащили по кирпичику. Выломали окна и двери. От изразцовых печей не осталось и следа. Фасонистые кованые балкончики спилили. Полы разобрали. Крыша рухнула, вслед за ней — перекрытия. Мало что осталось от парка. Зарастает пруд. От мощеной камнем дороги, что вела к усадьбе от берега Волги и по которой, возможно, ехала в карете Екатерина II, осталась узкая тропка.
Осмотрев то, что осталось от главного усадебного дома, краеведы пришли к выводу, что его можно еще восстановить. Обращаемся ко всем людям доброй воли: помогите спасти красоту. Может быть, найдется столичный меценат, который сумеет решить проблему десятилетий, восстановить памятник и на века оставить свое имя в истории российской культуры?