Одним из событий, приуроченных к 100-летию Рыбинского музея, стал выход книги, посвященной его вековой истории. Об этом издании и его подготовке рассказывает один из авторов, сотрудник музея Сергей Овсянников.
Есть такая шутка, что неудача – круглая сирота, а у удачи – много родителей. Я надеюсь, что эта книга является удачей, поскольку родителей у нее на самом деле – множество. Галина Михайлова писала о заре музейной эры в Рыбинске — о музее дореволюционном и довоенном, Александр Козлов сосредоточился на периоде с начала Великой Отечественной войны до 1970-х гг., ну, а мне осталось написать о том, что было в музее позднее. Мы много работали сообща, читали тексты друг друга, давали советы, делились информацией.
Про такие отделы Рыбинского музея, как Дом-музей академика А.А.Ухтомского и Музей Мологского края, кстати, тоже отмечающие в этом году свои юбилеи – 20 и 15 лет, информацию подготовили их руководители: Наталья Бикташева и Снежанна Евсеева.
О музее за столетие писали не раз и не два. С самого начала его работой живо интересовалась местная пресса. Большие статьи в центральных газетах и журналах публиковали известный реставратор Савелий Ямщиков и журналист Евграф Кончин, короткое, но живое описание музея 1960 года в своей книге «Художественные памятники Верхней Волги» оставили Юрий Герчук и Марина Домшлак. Целую книгу воспоминаний издал несколько лет назад бывший директор музея Илья Рабинович. Мы включили в наше издание большие фрагменты этих ценных текстов.
Судьба музея не просто сложна, но порой похожа на приключенческий роман. Музей не раз резко менял своё направление, оставляя за бортом наработки прежних лет, часть бережно собранных коллекций, людей, в лучшем случае просто отстраненных от работы, а подчас — подвергнутых репрессиям. Так в 1930 г. А.А. Золотарев, Л.А. Альбицкий и
Е.В. Соснина-Пуцилло были обвинены во вредительской деятельности, «насквозь проникнутой реакционной идеалистической идеологией». Среди прочих грехов им инкриминировалось хранение многочисленных экспонатов из усадьбы Михалковых: «Есть основания предполагать, что указанные вещи хранились в целях возвращения их прежнему владельцу». Музейные сотрудники отправились в ссылку, а усадебные вещи изымали целыми сервизами и гарнитурами, сдавая в Госфонд и даже просто списывая. А ведь люди на всем протяжении деятельности музея работали незаурядные. Стоит отметить и то, что музей всегда был гордостью рыбинцев. Сколько предметов было ими безвозмездно передано в музейное собрание, начиная с черепа шерстистого носорога, подаренного сто лет назад купцом А.М. Калачевым.
На протяжении всего столетия своей деятельности в критические моменты музей постоянно ощущал и поддержку «сильных мира сего». Так было в 1910 г., когда известный рыбинский купец Е.С. Калашников не только помог зарождающемуся музею деньгами, но и выделил помещение, где расположились первые экспозиции. Так было в 1919-1920 гг., когда власти Рыбинска, особенно К.И. Бухарин, загорелись идеей создания художественной коллекции, не уступающей губернскому Ярославлю. Так было в начале 1990-х, когда оказавшийся в критическом положении музей был буквально спасен решением руководителя Рыбинска В.Б. Мелехина, передавшего «храму муз» прекрасное отреставрированное здание Новой биржи.
Так и живет музей уже столетие, собрав, несмотря на все потери и утраты, более чем стотысячную коллекцию, экспонаты которой в книге можно видеть на 32-страничной цветной вкладке.