Не мог не откликнуться на ужасный документ — список расстрелянных в начале сентября 1918 года, опубликованный в вашей газете. Хочется еще раз поделиться некоторыми сведениями из архивных материалов того бурного и жестокого 1918 года, в основе которого лежал красный террор.
{image0} Когда я занимался в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области поиском документов, касающихся Рыбинского антибольшевистского восстания 1918 года, мне удалось заполучить необычную папку, на документах которой стоял гриф «Секретно». Это были документы, касающиеся Красного террора в Рыбинске в сентябре 1918 г. До сих пор, даже через несколько лет, меня не покидает чувство глубокой горечи и боли с тех пор, когда я листал пожелтевшие от времени документы.
Началом глобального Красного террора по всей стране было объявлено 15 сентября — с момента принятия секретного постановления Совнаркома о Красном терроре от 5 сентября 1918 года. Из постановления: «…Необходимо обезопасить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, необходимо опубликовать имена всех расстрелянных, а также основание применения к ним этой меры. Нар. комиссар юстиции Курбский, нар. комиссар по внутр. делам Петровский, управ. делами С.Н.К. Бонч-Бруевич».
После июльских событий в Рыбинске и Ярославле ЧК трудилась не покладая рук. На каждом заседании рассматривалось по 10 — 16 дел. Приговорены к расстрелу сотни человек. Огонь в топку репрессий добавила телеграмма о покушении на Ленина. Из доклада исполкома Рыбинского совдепа с 30 августа по 20 ноября 1918 года (РФ ГАЯО фонд Р-2 оп. 5 д.1 л.17): «… По выслушании таковой телеграммы предложена была резолюция, постановленная исполнительным комитетом о проведении «красного террора» над буржуазией и тем самым стереть их, буржуев и контрреволюционных элементов, с лица земли за нанесенный удар главному мировому вождю социальной мировой революции…» В этот день был выработан план проведения красного террора.
В ночь с 4 на 5 сентября 1918 года в Рыбинске совершалось беспрецедентное массовое убийство мирных граждан под официальным наименованием «Красный террор».
Составлялись списки людей, подлежащих расстрелу. В списки, кроме так называемых «буржуев», включались интеллигенция, духовенство и «др. контрреволюционеры». Даже братские могилы были заказаны на количество от 50 до 100 человек ( фонд Р-2, оп. 5 д. 1). В ночь с 4 на 5 сентября 1918 года в Рыбинске совершалось беспрецедентное массовое убийство мирных граждан под официальным наименованием «Красный террор».
Об этих злодеяниях свидетельствует протокол комиссии, приехавшей разбираться «с злоупотреблениями в проведении террора», от 11 сентября 1918 года с грифом «Секретно». Из него же выясняется, что расстрелы проводились и «неофициальными группами, лицами, находящимися в нетрезвом состоянии», убивали людей целыми семьями и даже малолетних детей». Так была расстреляна многодетная семья Попеновых и зарыта в саду у своего дома. Дом Попеновых за рекой Волгой (бывшая поликлиника водников) сохранился до наших дней. Вероятно, по сей день на территории учреждения здравоохранения находятся тела Попеновых. По крайней мере, известен факт, что их родственница гражданка Овчинникова в 1918 году обращалась в ЧК, в военкомат и другие инстанции с просьбой разрешить ей перезахоронить тела родственников. На ее заявлении, сохранившемся в архиве, наложена резолюция «в просьбе отказать».
И еще из этой же папки: «Выписки (секретные) из протоколов заседания исполнит. комитета (фонд Р-2 оп. 5 л. 21) п. 6 из прот. № 46 от 4 окт. Опубликование списков расстрелянной буржуазии. Поручить финансовому отделу выработать общую для всех волостных совдепов форму взимания штрафа на богатую деревенскую буржуазию «кулачничество»… Поручается Чрезвычайной комиссии опубликовать списки расстрелянной буржуазии с мотивировкой в извест. по постановлению Чрезвычайного штаба и утверждение ЧК». Эту публикацию и удалось найти Е.Розову.
Из книги «Не предать забвению» т. 6: «За период разгула репрессий расстреляно, раскулачено, административно выселено, политически репрессировано 43 тысячи ярославцев».