В однокомнатной квартире ее хозяин — ветеран Великой Отечественной войны Виктор Павлович Иванов, его земляк Виктор Васильевич Назимов, приехавший на денек из деревни Сельцо Рыбинского района, и я с журналистским блокнотом и желанием схватить новые детали для давно задуманного материала о В.П. Иванове.
— Витя, почитай что-нибудь из твоих новых стихов, — говорит Виктор Павлович.
Сейчас он совершенно ослепший человек. И живой голос близких людей для него — радостная возможность узнать что-либо новое о жизни в городе и на селе, а сейчас — просто насладиться поэтическими строками. Земляк, зная давнюю любовь ветерана к стихам о родном крае, прочитал строчки о речке Черемухе, рядом с которой находится деревня Мологино, где родился Виктор Павлович.
Перекаты, плесы, мели,
Тростниковый шум проток,
Да в убранстве белых лилий
В берег вжился омуток.
Здесь в лазоревом рассвете
Слышны трели соловья.
Лучше речки нет на свете,
Чем Черемуха моя…
Черемуха, купанье в ее чистой воде, рыбалка, костры на берегу навсегда запомнились Виктору Павловичу, родившемуся в 1924 году в потомственной крестьянской семье. В начальную школу он ходил в село Михайловское за четыре километра от дома. Семилетку заканчивал в Сретенье, уже за пять километров от Мологина. Какая бы погода ни была, занятия в сельских школах тогда не отменяли. Просто сообщать от этом было невозможно из-за отсутствия связи. И ходили все на занятия даже в лютые морозы, укутавшись во что-либо теплое.
Учился Виктор хорошо. Отец настоял на том, чтобы он продолжал образование в Рыбинске. Жить стал у тетушки, поступил в среднюю школу № 32. Но окончить ее не удалось. Из-за материальных трудностей пришлось поступать на моторостроительный завод, проучившись в десятом классе лишь два месяца. Выучился на токаря, изготовлял детали для авиамоторов.
Вскоре началась война. Патриотический подъем среди молодежи тогда был огромный. Виктор и еще шестеро семнадцатилетних пареньков пошли в военкомат с заявлениями об отправке их на фронт добровольцами.
Военком, поблагодарив юношей, сказал:
— Воевать по возрасту вам еще рановато. А вот помочь в строительстве оборонительных сооружений, пожалуй, можете. В горкоме комсомола готовится отряд для отправки под Старую Руссу. Идите туда, я позвоню секретарю.
В ноябре 1941 года товарный состав с юношами и девушками отправился из Рыбинска. Но до места эшелон не дошел. На него совершила налет немецкая авиация.
Всем из вагонов! Рассредоточиться подальше от железной дороги! — раздалась команда.
Вместе с товарищами Виктор оказался в чистом поле, где не было и кустика, чтобы укрыться. А бомбы рвались. Одна из них угодила в вагон, где ехали Иванов и другие рыбинцы. Всем приказали вернуться домой…
В селе Михайловском весной 1942 года был организован военный всеобуч. Парни изучали легкую боевую технику. Научились вести огонь из пулемета и миномета. Вскоре пришла повестка из военкомата. Группу из десяти человек направили в Ярославское пулеметно-минометное училище. Двухгодичную программу прошли за шесть месяцев. В звании лейтенанта Иванова направили на Центральный фронт, где он стал командовать пулеметным взводом.
…Со стихов о родной природе Виктор Назимов переключился на военную тематику:
Свежи твои воспоминанья.
И ноют раны по ночам.
Ты брал высотки без названья,
Огонь и смерть неся врагам.
{image2} {image1} {image0} Виктор Павлович посуровел. Стихи воскресили нелегкие фронтовые воспоминания. От Подмосковья до Берлина прошел он с боями. Дважды был ранен, раз контужен. Особенно запомнилась битва на Курской дуге. Взвод находился в семистах метрах от немецкой траншеи. Наступали фашистские танки, некоторые проскочили наши позиции над головами бойцов. Задача пулеметчиков — отсечь вражескую пехоту, которая шла вслед за танками. И они выполнили ее. Но в живых осталась только половина взвода Иванова. Некоторые из пулеметов «Максим» были раздавлены «Тигром» вместе с расчетами.
Храброму офицеру в апреле 1944 года приказали принять взвод разведки. Им В.П. Иванов командовал до конца войны.
— За «языком» моя группа ходила всего два раза. Чаще выполнял взвод другие задачи. Например, однажды приказали захватить первую траншею немцев, — рассказывал Виктор Павлович. — Было это в Белоруссии.
В этом жестоком бою он едва не погиб от пуль фашистского автоматчика. Его заслонил молодой разведчик. Сам погиб, а командира спас. После боя Иванов написал матери солдата о подвиге сына.
Войну В.П. Иванов закончил на Эльбе. Демобилизовался в 1946 году в звании старшего лейтенанта. Грудь молодого офицера-коммуниста украшали орден Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другие.
В послевоенные годы на разных предприятиях, на разных должностях работал Виктор Павлович, находился на ответственной партийной работе. Постоянно учился. Заочно окончил отделение журналистики Высшей партийной школы, историко-филологический факультет Ярославского пединститута.
Директор моторостроительного завода П. Ф Дерунов пригласил его на должность редактора многотиражной газеты «Вперед», выходящей на предприятии. Здесь В.П. Иванов проработал двадцать лет. Многотиражка стала одной из лучших в области. Она вносила немалый вклад в трудовые свершения моторостроителей. Газета пропагандировала внедрение в производство научной организации труда, освещала борьбу коллектива за высокое качество продукции, писала об освоении новых образцов высококлассной техники. Любимой темой было строительство. Сдавали тогда моторостроители до 1000 квартир в год, возводили многие объекты соцкультбыта.
За время работы В.П. Иванова в редакции здесь выросли способные журналисты, перешедшие затем на повышение в городские и областные издания. Это В.К. Лебедев, В.П. Тихомиров, Н.В. Бородулина, Е.П. Порозова и другие. Бывший ответственный секретарь редакции А.Б. Серебряков так сказал мне о Викторе Павловиче: «Это очень порядочный человек. С ним работалось нам легко».
Выполнял В.П. Иванов большую общественную работу. Он был членом Центрального районного комитета народного контроля, считался одним из лучших лекторов-международников городской организации общества «Знание». Уйдя в 1984 году на заслуженный отдых, он много помогал начинающим журналистам города и района, был активным членом объединенной журналистской организации.
Пока позволяло здоровье, прежде всего зрение, ветеран войны и труда на каждое лето вместе с женой Риммой Викторовной, а после ее смерти и один, уезжал в родное Мологино, где сохранился родительский дом. Сейчас он живет в городе. Постоянно приходят убираться в квартире, готовить еду дочь Наталья, внучка Инна. Всего у него две внучки, правнук, две правнучки.
Деревня, теперь полузаброшенная, опустевшая, постоянно в его сердце. И слух Виктора Павловича жадно ловит грустные стихотворные строки о сегодняшних буднях села:
Где раньше хлеба колосились
Да сеяли вику с овсом,
Не видно ни нивы, ни жнивы,
Поля заросли ивняком.
Стоят у колодца салазки,
Ведро со студеной водой…
На двадцать дворов, кроме бабки,
Живой нет души ни одной.
— Вот бы глаза мне… Тянет о многом написать, — говорит ветеран.
Мне же приходит мысль: может быть, Вам, Виктор Павлович, начать надиктовывать на диктофон свои воспоминания, мысли, размышления, напутствия молодым. Замечательный получится рассказ. Жизнь-то у Вас очень интересная.