Девятого декабря в здании Центра занятости населения было многолюдно. Более двухсот человек, уволенных с НПО «Сатурн» и не только, стояли в очередях, чтобы получить какую-нибудь работу. По словам безработных, еще недавно им пришлось отстоять очередь в отдел кадров на заводе, чтобы уволиться с родного предприятия.
{image0} Пугающая тенденция: о массовом сокращении на самом крупном предприятии города все предпочитают молчать. Ждать объективности от руководства завода не приходится. Получить информацию о количестве людей, подпадающих под сокращение, в Центре занятости всегда было сложно. Каким-то чудом на электронный ящик редакции 6 декабря «упал» пресс-релиз департамента государственной службы занятости населения Ярославской области о том, что НПО «Сатурн» в декабре сократит 1237 человек. Мы, конечно же, эту дефицитную информацию сразу опубликовали. После выхода газеты получаем новую рассылку: извините, ошибки, неточности… на самом деле не 1237, а 221 человек будет уволен с «Сатурна» в декабре. Шутка ли, дезинформированы СМИ области, взбудоражен город, предприятие, а департамент ограничивается рассылкой по Интернету в три фразы. Без каких бы то ни было комментариев.
Все наши попытки получить информацию от работников предприятия через знакомых так и не увенчались успехом. Люди боятся. Боятся, даже уволившись с завода. На выходе из Центра занятости мы провели опрос безработных. Многие рыбинцы, покидая ярмарку вакансий, не желали разговаривать с журналистами. Ни один из тех немногих респондентов, с которыми нам все же удалось побеседовать, не согласился назвать свою фамилию.
«Меня не уволили с «Сатурна», я сам ушел по соглашению сторон. За такую зарплату работать не собираюсь», — бросил на ходу молодой человек и хлопнул дверью. «Ничего не буду рассказывать. Напишите людям вот что: держаться надо сейчас за любую работу», — с горечью высказался другой мужчина.
«Я по собственному желанию ушла. Как получила последний раз 3600 рублей, так и ушла, — говорит Е., бывший контролер. – У меня вынужденное увольнение. Я бы с удовольствием «сократилась», знаете, получила бы все выплаты. Потом пособие. Только им это невыгодно. Люди пополучают два-три месяца такую зарплату и сами уходят. Вы ведь не знаете, на заводе очереди стоят на увольнение! Парни по 26 лет по тысяче получат, и в отдел кадров – за трудовой. В один день народ уходит, без отработки! Конечно, все очень возмущены ситуацией. Я сама в шоке была, когда приехала в ваш город из Ярославля. А какие условия работы! В 57 корпусе у нас на голову с крыши капало, а мы сидели. Никаких комиссий с проверками мы ни разу не видели: режимное предприятие. Я проработала год. А другим куда деваться? Надо дорабатывать до пенсии».
Гражданин А., еще работающий мастером в НПО «Сатурн», поделился своими соображениями: «Что я могу сказать? Зарплата упала, люди вынуждены увольняться. Как начальство объясняет? Ввиду того, что на следующий год нет заказов… Идет невыполнение плана…. Вот и все. Представителям рабочих профессий, которые сейчас в дефиците, квалифицированным, платят, искусственно поддерживая уровень зарплаты, а служащие в цехах получают копейки: 3000 аванс, 1500 рублей под расчет».
Техника вытесняет людей. И люди вытесняют людей. Такое мнение у бывшего менеджера НПО «Сатурн» С.: «Хотя моя должность и подпадала под сокращение, я сам ушел раньше, из-за конфликта. У нас так же «выжили» секретаря и зама по кадрам. Плюс надо компьютер было осваивать, а там такое обучение надо пройти! Пока я учусь в программах работать, реальные дела не делаются. Но главное, конечно, напряженные отношения с начальством. На заводе нездоровая атмосфера из-за этих сокращений».
Бывший сотрудник службы механика, отдавший заводу годы жизни, ушел с работы в законном порядке со всеми выплатами. За десять лет до наступления пенсионного возраста. «На заводе сейчас, как на флоте, где я служил: год за два. — И высказал свою теорию всеобщего молчания: — Если бы я не получал пособия и льготы, я бы вышел на митинг. И другие так же. Просто жить было бы не на что, и начались бы забастовки. А то, что государство дает льготы, пособия, люди на эти деньги не живут, нет, но на них можно просуществовать. И все молчат. Поговорят на кухне, и все. Так сейчас народное недовольство гасится».
На основании высказываний людей можно сделать вывод, что статистика по сокращениям кадров не отражает реального состояния дел. Так что какая, в сущности, разница, ошиблись в департаменте с цифрами или не ошиблись?
Вечером того же дня, после ярмарки, в редакцию позвонили из рыбинского Центра занятости населения и сообщили, что из 200 посетителей мероприятия двенадцатью предприятиями отобрано 73 претендента. А вот узнать, сколько будет трудоустроено, пока не удалось. Эта цифра появится позже, скорее всего, на следующей неделе.
Мы спросили, сколько граждан, уволенных с «Сатурна», состоит на учете в рыбинском Центре занятости населения. «А мне говорить нельзя», — бесхитростно ответила Елена Владимировна Волкова, отвечающая в госучреждении за связи с общественностью. – «Обратитесь к нашему руководству».