Часто ли мы вспоминаем о пожилых людях? Увы, не часто, к сожалению! Это объяснимо. Во-первых, молодое и юное всегда интереснее. Во-вторых, современная жизнь так неудержимо мчится вперед, что неспешная старость за ней просто не поспевает. Ну и в-третьих, и это, пожалуй, самое главное: пожилые люди чем достойнее, тем скромнее. Напоминать о себе они не любят.
Сегодня мы расскажем об Алевтине Васильевне Филипповой.
Принять иностранцев
{image0} Хрущевская оттепель. Советское государство налаживает связи с зарубежными странами. В СССР едут иностранные делегации. В основном, конечно, из дружественных социалистических государств, но бывают и капиталисты. У правительства новые заботы: несколько десятилетий въезд в СССР был практически закрыт, за это время порастерялись навыки общения с иностранцами. Людей, знающих иностранные языки, правда, немало, но ведь не каждый может принять иностранцев с соответствующим манерами. Тут нужны особые обходительность, обаяние, находчивость и, конечно же, уникальные организаторские способности. Ведь организовать прием иностранцев так, чтобы в их сознании Советский Союз остался самой могущественной и в то же время привлекательной державой, – это уже целая наука.
Для руководства Московского речного пароходства приемы иностранных делегаций превратились в настоящие головоломки. То и дело к Московскому речному вокзалу приставали иностранные суда, команды которых выходили на берег посмотреть бывшую закрытой долгие десятилетия русскую столицу… Однажды один из начальников Московского речного пароходства пожаловался на жизнь руководителю Рыбинского речного порта: мол не хватает интеллигентных, разумных людей, которые еще обладали бы и организаторскими способностями. И рыбинский начальник сказал:
— А у нас в Рыбинском речном порту есть такая девушка, Аля Шишкина! Она вам точно подойдет по всем параметрам.
И срочно была призвана в Москву, в управление Московского речного пароходства, интеллигентная, совсем юная, но уже очень начитанная девушка Аля Шишкина. Ей было выдано направление политотдела Московского речного пароходства. А в направлении значилось, что она направляется в управление для создания культбазы Московского речного пароходства.
Так Аля Шишкина стал москвичкой. Она создавала культбазу Московского речного пароходства, а основной задачей этой культбазы был как раз прием иностранных делегаций. Каждый раз приходилось придумывать что-то необычное, оригинальное. Английскую команду, например, встречали огромными букетами цветов. А про Хо Ши Мина узнали окольными путями, что он любит, когда его встречают дети. И Аля Шишкина организовывала пионеров для встречи…
Шли годы. Все удавалось. И уже не за горами была квартира в Москве. Но дома оставались больная мама и маленький брат. Они скучали, брат без старшей сестры стал плохо учиться. И вот Аля принимает решение – пожертвовать собой, своей карьерой и вернуться в Рыбинск.
Первая библиотека
Так и дальше она будет всегда и во всем жертвовать всем, что у нее есть.
Вернувшись в Рыбинск, Аля стала снова работать в Рыбинском речном порту. Вскоре она поняла, как хотят люди читать и как порой трудно им достать хорошие книги. Одним это не по карману, другим просто некогда ходить по книжным магазинам. А третьи, может, и не знают, какие книги хорошие. И тогда она принесла из дома свои собственные книги и в стареньком шкафу, который ей любезно выделило руководство порта, стала создавать первую портовую библиотеку.
Библиотека стала быстро набирать обороты, читателей с каждым днем становилось все больше и больше. Алевтина начала привлекать других людей, у которых тоже дома были книги. Почин был поддержан, и вскоре библиотека Рыбинского речного порта стала одной из крупнейших в городе.
Аля Шишкина стала Алевтиной Васильевной Филипповой, она закончила библиотечный техникум и была хорошо известна в среде рыбинской интеллигенции как замечательный книголюб, знаток литературы. Вскоре ее пригласили работать в главную библиотеку города – центральную, имени Энгельса. И тут ее энергии сразу нашлось применение. В то время стали создаваться передвижные библиотеки. Страна наша ведь была самая читающая в мире, люди хотели читать, за книгами стояли длинные очереди. В библиотеку после тяжелого трудового дня люди не всегда успевали: библиотек было немного в Рыбинске, и, учитывая большую протяженность города, из некоторых микрорайонов было трудно добраться до них. И вот были созданы «передвижки». В Рыбинск прибыли специальные автобусы под названием библиобусы. В определенное время в определенных местах эти библиобусы вставали и обслуживали читателей. Люди брали книги, заказывали на следующий раз, записывались в очередь на прочтение наиболее редких изданий… И эту работу взвалила на свои хрупкие плечи Алевтина Васильевна.
— Я очень счастливый человек, — рассказывает она о себе. – Могу с уверенностью сказать, что в моей жизни за очень редким исключением были только счастливые события. Наверное, это потому, что я очень люблю книги!
Да, дружба с книгой облагораживает. Прошло несколько лет, и Алевтине Васильевне предложили новую работу — возглавить на освобожденной основе городское общество книголюбов.
Книголюбы и другие
Суть общества книголюбов сводилась к следующему. Хорошие книги издавались в бывшем Советском Союзе такими тиражами, что не удовлетворяли потребностей населения. Появилось даже выражение «достать редкую книгу». Поэтому стали создаваться общества книголюбов с первичными ячейкам на местах. Эти общества имели право прямо через издательства заказывать по подписке книги. Но было бы заблуждением считать, что таким образом «блатники» через очередную советскую бюрократическую структуру приобретали редкие книги. Те, кто состояли в обществе книголюбов, вели огромную работу. В Рыбинске этой работой руководила замечательная женщина Алевтина Васильевна Филиппова. Постоянно на предприятиях проходили встречи с местными писателями и поэтами. Летом такие мероприятия проводились в городских парках и скверах. А знаменитые наши земляки — писатели и поэты — вообще, можно сказать, не вылезали из Рыбинска! И Алексей Сурков, и Лев Ошанин, и Сергей Васильев – все они любили родной город и с удовольствием приезжали в Рыбинск по приглашению общества книголюбов.
Старалась Алевтина Васильевна приглашать и не земляков, но полюбившихся рыбинцам писателей, поэтов и представителей других интересных профессий. Побывали в Рыбинске поэт Эдуард Асадов, диктор телевидения Игорь Кириллов и поэт с удивительной судьбой Джеймс Паттерсон, известный советским людям больше как исполнитель роли маленького негритенка в известном фильме «Цирк». Кстати, я именно от Алевтины Васильевны с удивлением узнала, что Джеймс Паттерсон стал известным поэтом, что его стихи высоко оценили такие мэтры отечественной поэзии, как Михаил Светлов и Константин Ваншенкин. У него два высших образования: Ленинградское высшее военно-морское училище и Московский литературный институт имени Горького. Он фактически никогда больше не играл ни в кино, ни на сцене, но советские почитатели его талантов все равно воспринимают Паттерсона именно как артиста…
Но и это не самое главное! Общество книголюбов под руководством Алевтины Васильевны, которая возглавляла его 24 года (!), прививало любовь к книге детям. Выступления в школах и других учебных заведениях – вот, пожалуй, самое важное в работе рыбинских книголюбов. Берусь утверждать: в Рыбинске благодаря усилиям именно Алевтины Васильевны тысячи и тысячи детей были воспитаны книголюбами.
Алевтина Васильевна давно на пенсии. Семнадцать лет она возглавляла работу с первичными организациями в городском совете ветеранов — самый, пожалуй, сложный участок работы организации. Теперь она — активный ее член. Многие вам лета, Алевтина Васильевна!
Фото автора