С интересом прочитала книгу Е.С. Куприянова «Годы. Люди. Строки.» Это было мое знакомство как рядового читателя газет с «кухней» нелегкой редакторской работы. Автором прожита яркая и насыщенная событиями и встречами жизнь. Я знаю, что журналистская закалка не дает бывшему редактору городской газеты почивать на лаврах Заслуженного работника культуры и сегодня. Он активно болеет проблемами города, пишет об этом в СМИ. Рада за него!
Но написать меня толкнула другая грань творчества Евгения Сергеевича. Я открыла его для себя как талантливого новеллиста!
Читаю его «Ледяные снегири»…Захватывает с первых строк! Сдержанные короткие фразы: «Схватило морозцем грязь на дороге…», «К утру замерз пруд…» и т.д. И поплыла куда-то действительность ХХI века — я уже там, в далекой осени 1944 года… Также скупо, точечно выписан образ простого парнишки Шурки Миронова: «Всегда затевал что-то интересное…», «шапка сползла на лоб, скрыв золотую мальчишескую челку…» Взахлеб читаю о нехитрой деревенской жизни (наверное, сказывается и мое деревенское детство).
И снова о снегирях. Буднично, без особых, казалось бы, изысков. Но не от этой ли выстраданной сдержанности повествования закипают слезы? А слезы читателя – это дорогого стоит! Перечитываю. Силюсь понять, что же так пробирает до мурашек восторга в абзаце, где птицы «словно устали» и «упали с распростертыми крыльями…», и не нахожу ответа. Ошеломленная прочитанным, закрываю книгу.
Это мой излюбленный прием, чтобы успокоилась душа, осмыслила прочитанное и нашла ответ, и поняла, в чем секрет пера автора. Но эффект восторга от новеллы повторяется и завтра, и при прочтении через несколько дней! Теряюсь, словно столкнулась с чем-то для меня недосягаемым в творчестве автора.
Ещё одна скупая строка, страшная своей жестокой правдой: «Ледяные снегири – единственное, что оставил Шурка Миронов на память…»
Казалось бы, на этом можно поставить точку в новелле. Хорошая концовка.
Отвлекаясь от темы, замечу, что не всегда авторам удается именно завершение рассказа. Бывает, прочтешь довольно приличную вещь, и вдруг «царапнет» безликая заключительная фраза, и всё очарование от прочитанного уходит.
Но вернемся к «Ледяным снегирям». Автор не разочаровал меня и завершающими фразами: «Ветер бросил на лед оттаявшие листья ветлы. Как ржавые патронные гильзы, они лежали перед нами. Слышался грохот составов. Они шли на фронт…»
Чувствуешь, читатель, холод и отсутствие уюта военной осени? А скрытый оптимизм в последних фразах? Вот так, оказывается, тонко и ненавязчиво, можно передать все, чем болит душа с тех военных детских лет у автора этой замечательной зарисовки.
А моей читательской душе стало спокойней лишь после того, как эмоции оформились в строки стихотворения. Конечно, по мастерству исполнения ему далеко до «Ледяных снегирей» Куприянова, но, может быть, это и есть признаки таланта: побудить и читателя взяться за перо?
ДЛЯ РЕДАКЦИИ:
Спасибо вам всем за конкурс книголюбов, за возможности в городской газете прочесть что-то духовное. Не одними ведь ржавыми трубами и мусорными баками питаться душе горожанина! Мне нравится ваше стремление охватить и более духовные стороны жизни нашего города, и потому я сегодня подписалась именно на вашу газету!
Успехов вам! Интересных материалов и благодарных читателей. Берегите себя и друг друга.